От Берна до Тарту (к 60-летию первого процесса по «Протоколам сионских мудрецов»)
(27.02.95 Опубл.Русск. газета, Тарту, март 1995)
Лишь недавно в эстонской прессе закончилось широкое обсуждение прошедшего в октябре пр. года в Тарту судебного процесса вокруг второго эстонского издания «Протоколов сионских мудрецов». Сторонники переиздания «Протоколов» проиграли процесс; не удалось им несмотря на очевидные старания и опротестовать приговор об уничтожении оставшихся экземпляров тиража. Однако сама широта усилий по поддержке издателей едва ли не главного бестселлера Третьего Рейха не оставляет никаких сомнений в том, что влиятельные силы заинтересованы в постановке в Эстонии т.н. «еврейского вопроса» и освещении его с определенной точки зрения. Как признается Андрес Лангеметс, вполне в духе заказчиков включивший в свою статью мнение, что Эстония стала якобы «полем распространения сионизма» («Постимеэс» 30.10.95), вокруг протоколов ведется «высокая игра» («Ливимаа Крооника», 6.12.95). Возможно о причинах подобных игр позволит судить история одного процесса, весьма напоминающего тартуский.
Берн, 1933-35
В 1933-35 г. в швейцарском Берне проходил процесс, основанием которого было распространение швейцарскими фашистами «Протоколов сионских мудрецов». Процесс еще раз подтвердил, что «Протоколы», раскрывающие якобы тайну «всемирного еврейского заговора», являются подделкой, эпицентром распространения которой является гитлеровская Германия. Деньги на издание и его защиту были специально выделены швейцарским нацистам Третьим Рейхом. В идеологии фашизма («нацизма» в обозначении зап. историков) «Протоколы» всегда играли важную роль. Гитлер в «Майн кампф» придавал «Протоколам» особое значение в идеологической обработке немцев для «окончательного решения еврейского вопроса». С 1934 г. они были введены в качестве «образовательной основы»в немецкой школе. Результаты данной пропаганды известны — гибель не только 6 млн. евреев, но и не менее 15 млн. представителей десятка других наций Европы, также оказавшихся, в конце концов (хотя и без соответствующих протоколов) «неполноценными».
Бернский суд был попыткой европейской демократии противостоять распространению нацизма в Европе. Швейцария, в столице которой Женеве помещалась и Лига Наций — предшественник нынешней ООН — являлась в то время важными мировым центром. В гласном и имевшем резонанс суде участвовали журналисты крупнейших мировых газет и демократы из многих стран, в том числе и эмигранты из России — С. Сватиков, Б. Николаевский, П. Милюков. В их числе был и известный специалист по разоблачению полицейских провокаций издатель ряда демократических журналов ( включая «Былое») Владимир Бурцев, подробно раскрывший впоследствии историю фабрикации «Протоколов».
Выступил также Хаим Вайцман, участник первого сионистского конгресса 1867 г. в Базеле, который опроверг попытки обнаружить какую-либо связь между «Протоколами» и этим конгрессом. Задача сионизма, подчеркнул Вейцман, состояла ни в чем ином, как лишь в создании национального еврейского государства на ближнем Востоке.
По решению экспертов «никогда ни один документ не носил на себе столько признаков подделки,как «Протоколы Сионских мудрецов». Согласно приговору суда 14 мая 1935 года «для подтверждения подлинности Протоколов не было представлено решительно никаких доказательств…Протоколы являются подделкой и плагиатом…Подобная литература подходит под понятие безнравственной литературы, наказуемой параграфом 14-м бернского спец. закона о безнравственной лит-ре…» Кассация нацистов была отвергнута, швецарские распространители фашистской литературы были приговорены к денежному штрафу.
Кто и как подделал «Протоколы»?
Обстоятельства и детали подделки достаточно известны, например, по книге В. Бурцева «Протоколы сионских мудрецов — доказанный подлог», Париж, 1938, в сов. издании- М.,Слово, 1991; а также Н. Кона «Благословение на геноцид» N.Cohn.Warrant for genocide…London,1967, русск. пер. М., Прогресс, 1990). Впервые «Протоколы» появились в 1901 г. России, в Царском Селе в руках священника Сергея Нилуса, представившего их Николаю II и царице и впервые были напечатаны в 1903 г. организатором кишиневских погромов Паволаки Крушеваном. Поводом появления «Протоколов»была кампания петербургских полицейских кругов против своеобразного предшественника Распутина, придворного знахаря француза Филиппа, которого пытались обвинить в «масонстве». У Нилуса, как указывает ряд свидетелей, написанная по французски, хотя и с языковыми погрешностями рукопись появилась в 1901 г. от главы начальника царской полиции в Париже генерала Петра Ивановича Рачковского.
Сотрудники главы заграничной тайной полиции Рачковского составили данный текст на основании более раннего, подготовленного в в 90-е гг XIX в. ген. Оржевским. Один из сотрудников Рачковского Андре Винт подтвердил факт фабрикации (Бурцев, с. 244).
В 1921 г.(18.08) ландонская газета «Таймс» раскрыла основной секрет подделки: текст Оржевского-Рачковского был в основном списан с памфлета против режима Наполеона III, написанного французом Морисом Жоли в 1864 г.под названием «Диалог в Аду между Монтескье и Макиавелли». «В девяти главах «Протоколов»,- замечает Н. Кон,- заимствования достигают более половины текста, в некоторых — до трех четвертей; в одной — (прот. 7)- почти целиком весь текст» (Кон, 29). В переработанном тексте и появился «еврейский заговор», в котором сионские мудрецы языком Макиавелли рассуждают о способах достижения «мирового господства».
О поддельности «Протоколов» знали не только Николай II ( ему это подтвердила специальная комиссия во главе со Столыпиным), но и Гитлер, которому это знание в духе истинного макиавеллизма не помешало сделать их одной из главных основ своей пропаганды.
В России с 1903-5 гг «Протоколы» стали основой идеологии «черносотенства» — крайне правых монархических организаций «Союз Михаила Архангела» и «Союз русского народа», названных «Черной сотней», на счету которых были десятки погромов и убийств.В 1913 г. в деле Бейлиса« Протоколы» не фигурировали, так как к этому времени верхушка царской тайной полиции, знавшая о комиссии Столыпина и разочаровании царя в «Протоколах», считала этот документ скомпрометированным и способным привести лишь к поражению обвинения.
Революция 1917 г. придала «Протоколам» новый импульс. Они активно использовались в белых армиях (хотя, как замечал В. Бурцев, ряд белых генералов, таких как Деникин, были противниками их пропаганды).
Однако основной успех «Протоколов» был впереди. На Западе первый их перевод (с русского) появился в 1920 г.в Англии, Франции и Германии. Именно Германия в годы нацизма дала наибольшее количество изданий и тиражей данного текста. Белые эмигранты донесли протоколы до США; они оказали влияние на Генри Форда, впоследствии в 1938 г. получившего за свою пропагандистскую деятельность и поддержку нацистской Германии медаль от Гитлера
Первый эстонский перевод «Протоколов» появился в 1934 г. -как раз в период наиболее активного формирования нацистами «пятых колонн» в странах центральной Европы. Их идеологическую роль для сил, готовящих Эстонию к «полному решению еврейского вопроса» трудно переоценить. Как известно, о решении такового исполнители информировали берлинских хозяев летом 1942 года. Погибли все члены эстонской еврейской общины ( тысяча человек), которые остались к этому времени в Эстонии.
Наследники охранки в СССР и борьба с «сионизмом»
В СССР «Протоколы» официально не публиковались; но не публиковались и работы с их разоблачением. Главное же — сталинский социализм не случайно заключил пакт с Гитлеровским Рейхом. В еврейском вопросе он зачастую (напр.,«дело врачей») прямо смыкался со своим тоталитарным антиподом. С конца 60-х советские репрессивные организации стали использовать против оппозиционеров-диссидентов то же оружие, что и царская охранка против революционеров — миф о «сионизме», а с ними и «Протоколы».
Легальным рупором советского черносотенства — в том числе и в период перестройки — стали национал-патриоты. В журнале «Наш современник» ( 1990,N 6) известный «антимасон» М. Лобанов,например, отстаивал достоверность «Протоколов» на полном серьезе.
Ставший главной мишенью критики национал-патриотов в России стал так называемый «сионизм», разумеется не имел никакого отношения к сионизму реальному — обычной национальной идеологии в ряду других .«Сионизму» в значении национал-патриотов приписывается стремление к господству над миром и «подрыву» других государств, в особенности России. В духе этого главные бедствия России от революций до перестройки также объясняются, разумеется, «сионистким» заговором. Так в бурный период перестройки и Народного фронта в Эстонии консервативная советская пресса возлагала ответственность за «подрыв социализма» не на действительные противоречия последнего, но опять же на т. н. «сионизм». В связи с этим в «сионисты» угодил например Б. Ельцин, и другие тогдашние оппозиционеры.
После распада СССР активность «масоноборцев» отнюдь не уменьшилась.В сегодняшней «веймарской» России существует свыше ста изданий,которым позавидовал бы покойный дядя Адольф и для которых «Протоколы» — и по сей день — священный авторитет. Ряд национал-патриотических книг соответсвующей направленности- А. Иванова, Е. Евсеева, Г. Климова, В. Шульгина, Г. Форда — попадают сегодня и в Эстонию. Эти издания активно поддерживаются влиятельны-ми силами.
Акт последний: Эстония, 1992-96
Эстония и Прибалтика как в советский период, так и в период перестройки активно сопротивлялась сталинистскому черносотенному официозу с его фразеологией .Ряд национальных меньшинств, в том числе и евреи, рассматривали ее как зону близкого к европейскому либерализма. Именно здесь были основаны первые на территории СССР культурные общества — в том числе и еврейское.
Однако такое положение, похоже, кого-то не устраивало. В эстонской журналистике последних лет стали заметны очевидные попытки не только «поставить» не существовавший в послевоенное время в Эстонии еврейский вопрос, но и поднять его обсуждение до уровня «Протоколов».
Начало было положено в 1992 г. :в газете «Eesti Aeg»(8.04.92) Ю. Лина доказывал, что сталинский тоталитаризм в Эстонии насаждался якобы в основном евреями. Это многообещающее начало, конечно, не осталось без продолжения. Не перечисляя все факты, заметим,что летом этого года, например, подобные же соображения были очевидным образом «вытянуты» журналистом «Eesti ekspress`a »(30.06) Х. Лииврандом у известного престарелого искусствоведа.
В 1992 г. в Тарту и Таллине несколько раз подряд разорялось еврейское кладбище. Расследование списало все на случайных подростков. Между тем многие тогда не могли не задуматься: не была ли эта акция политической? Не дул ли и тогда ветер с той же стороны, откуда появились впоследствии и «Протоколы ?»
Последним актом развернутой в Эстонии с 1992 кампании стало переиздание в 1994 первого эстонского 1934 г. перевода «Протоколов Сионских мудрецов» Насколько за 60 лет продвинулось мышление их распространителей , показывает «модернизированное» предисловии издателей ( Т. Ратт, Р. Пихлар) в котором заявлялось, что «Протоколы» — «официально приняты евреями и вопрос об их подлинности более не является спорным».
На суде, начатом против издателей еврейской общиной Эстонии, выяснились некоторые пикантные подробности. Во-первых, несмотря на утверждение ответчиков, что целью издания была прибыль, выснилось, что таковой быть не могло; во вторых, что один из издателей Т. Ратт уже привлекался к ответственности за подделку паспортных данных, и что в-третьих, заявленного на обложке «Протоколов» издательства «Demokratlik Trьkivabadus», как и следовало ожидать, не существует вовсе…
Первое решениее тартуского суда 3 апреля 1995 г. оправдало распространителей «Протоколов», второе (19.окт. 95 г.) осудило их. Это вызвало целую бурю в желтой прессе, под шумок о свободе печати подбрасывающей читателям выражения типа «сионистское свинство» и «параноидальная еврейская община Эстонии» (Свен Вабар, Livimaa Kroonika, 6.12). Участники кампании , включая некоторых журналистов BNS, больше всего пытались обратить внимание на решение суда об уничтожении нераспроданной части тиража, оставляя в стороне, тот факт, что еврейская община в своей апелляции призывала лишь «запретить распространение» «Протоколов».
Чьи-то немалые и явно дорогостоящие усилия по переводу заграничного мракобесия на эстонский язык и защите его распространителей показывают, вопреки мнению А. Лангметса, не то, что Эстония стала полем проявления ложно понимаемого «сионизма», но то, что ее хотят — причем весьма активно и последовательно- сделать полем вполне откровенного черносотенства. Ряд эстонских демократов, таких как Айн Каалеп и Яан Каплинский, выступивших против данной кампании, вполне понимают это.
Поэтому как и решение суда в Берне, решение тартуского суда важно не своими деталями, а сутью: оно показало отрицательное отношение эстонской демократии к тоталитарным фальшивкам и тоталитарной активности.
Следует ли увеличивать число врагов?
С уничтожением тиража переведенного на эстонский гитлеровского бестселлера пропагандистская атака на несуществующий в Эстонии «сионизм», начатая в 1992 г. (надолго ли?) приостановилась. Между тем она оставляет без ответа главный вопрос: кто стоит за этой активно и широко проводимой кампанией? По мнению экспертов, почерк целого ряда публикаций в Эстонии совпадает с тем, распространяется национал-патриотами в России. Может ли в этом случае, задаются вопросом эксперты, обойтись без бывшего КГБ, т. е. нынешней внешней разведки России? Оставим этот вопрос без ответа и зададимся другим вопросом: соответствуют ли подобные кампании интересам России? Вероятно, национал-патриоты считают, что да. Похоже,они исходят из ложного тезиса, что еврейская община в Эстонии поддерживает «националистов» и выступает против российских интересов в Прибалтике. Так ли это?
На самом деле еврейская община Эстонии, сегодня уже уменьшившаяся менее чем до трех тысяч человек, на 60 процентов состоит из русскоязычных представителей, которые сохраняют связи с Россией и русской культурой. Они заинтересованы не в крайне национальной, но умеренной, назовем ее «центристкой» политике Эстонии, не закрывающей связей с Востоком.
В этой ситуации акции, подобные начатой в Эстонии в 1992 г. и достигшие кульминации в истории с «Протоколами», достигают обратного эффекта. Они работают на отталкивание ряда меньшинств от России, усививают недоверие и подозрения, что Россия, как предупреждают многие, «фашизируется». Они настраивают потенциальных союзников против той страны, на деньги которой эти акции проводятся.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.