Какие левые в Эстонии могут противостоять правым
(Оппозиция после выборов) (Посл. в «Вести дня», не опубл.)
Почему правые выиграли
Прошедшие парламентские выборы принесли правым очевидный успех – значительно более серьезный, чем на прошлых выборах. При исключении из оппозиции «псевдолевых» — соцдемов и зеленых- победа правых видна особенно явно.
В новом Рийгикогу у правого истеблишмента 56 мест — на 6 больше, чем в 2003 г. Кроме 31 места реформистов (вместо 19 в 2003 г.) и 19 – Отечества и Республики (вместо 35), у правых также — 10 мест социал-демократов (вместо 6 ), и 6 мест зеленых.
Оппозиция, напротив, потеряла 6 мест и теперь имеет 36 мест вместо 42. То есть — 29 (вместо 28) мест центристов и 7 мест (вместо 13 в 2003 г.) у Народного союза. В 2003 г. у оппозиции было — 28 мест центристов, 13 Народного союза и 1 место Левой партии.
К объективным причинам успеха правых можно отнести не только преобладание стоящих за ними ресурсов («большие деньги») и жесткий контроль над «командными высотами» (включая избирательный процесс, манипуляция которым не исключена), но и «правильную» работу правых. По словам ушедшего в отставку главы Народного союза В. Рельяна «нами занимались уже начиная с местных выборов».
Однако в проигрыше есть также вина оппозиции, о чем и следует говорить.
Левые – какие и с кем? Социал-демократы и зеленые — часть правого истеблишмента.
Несмотря на подавляющий перевес правых, позволяющих им легко составить правую коалицию, Ансип заговорил о «консультациях с левыми». Лидер конституционной партии А.Заренков также заявил, что «партия начинает процесс объединения с левыми политическими силами, не прошедшими в парламент». Его поддержали и некоторые российские эксперты, например С.Артеменко.
Очевидно, однако, что обе стороны имеют в виду совершенно разных левых. А. Ансип держит за таковых, понятно, вовсе не Заренкова, но эстонских социал-демократов или зеленых.
Однако соцдемы – несмотря на усиливших их перебежчиков-центристов — левые, так сказать, с «тарандовским лицом». Их левая риторика рассчитана на наивную часть эстонского электората, которая поддается на фокусы типа «протестов» против затеянного правыми же сноса центра Сакала. Что касается зеленых, то давно отмечались их тесные связи с национал-радикалами. Как известно, М. Странберг и А. Кивимяги участвовали в известной лааровской афере начала 90-х «рубли на нефть» из Чечни, соединив приятное («развал империи») с изрядной пользой для собственного кармана.
Оппозиционные левые в Эстонии : «Плохие» центристы и «хорошие» конституционщики?
С российской стороны «левый» расклад колеблется от лимоновских нацболов, зюганистов и исчезнувшей как будто рогозинской «Родины» до появившейся недавно «справедливой России» Кто из них «настояшие» левые? Вопрос, что называется, «на засыпку».
В Эстонии во главу оппозиционных левых ряд российских экспертов ставит конституционную партию – наследника ОНПЭ. Сергей Артеменко считает эту партию гораздо более «правильной» («пророссийской») чем центристов, которых критикует за политику «и нашим и вашим», за едва ли не «антироссийские законопроекты», стремление «делать бизнес» на российском электорате» и проч. (www.regnum.ru/news/791467.html, http://www.newspb.ru/news/estonia/)
Эти соображения идут в русле мыслей Д. Кленского, который (например, в Delfi 9.03) считает главным виновником провала левых Э. Сависаара, а также «процентристские» массмедиа, включая «геббельсовские» «Вести».
Результаты конституционной партии на выборах Артеменко оценивает положительно. Теперь, по его мнению, у партии «есть шанс закрепиться на политическом поле Эстонии, в отличие от предвыборного новичка – партии «зеленых», во многом виртуального проекта правых сил».
Однако ни с позицией Артеменко по отношению к центристам, ни с его оптимизмом касательно КП, к сожалению, нельзя согласиться. Как кажется, эксперт недооценивает шансы зеленых и переоценивает конституционную партию. Зеленые (как и соцдемы) получат от правого истэблишмента все, что положено, в том числе места и портфели в правящей коалиции. Что касается КП, то может ли она быть реальной альтернативой правым в Эстонии?
Главный вопрос — будут ли голосовать за конституционную партию эстонские русскоязычные? Результаты выборов показывают — за партию голосовали 2 тысячи из 80 тыс. русскоязычных. Поможет ли ей, как это надеются иные аналитики, приток новых голосов со стороны нынешних неграждан? Вряд ли существенно. И дело вовсе не «плохом Сависааре» или поддержке центристов российским бизнесом. Важно, какова положительная программа конституционной партии. КП, понятно, – за памятник и русскоязычное образование. В этих вопросах (особенно первом) им следует отдать должное. Но что по большому счету она предлагает эстонским («европейским») русским и русскоязычным, а также ( что также немаловажно!) эстонскому населению? Пример России с «рогозинским лицом»? Но будем откровенны – разве не благодаря наседающим на Путина российским национал-патриотам имидж России в последнее время пострадал особенно сильно? Что, кстати, весьма помогло и эстонским правым.
Главным недостатком конституционной партии кажутся элементы национал-патриотического («рогозинского» ) мировоззрения и тактики, которые, скорее всего, не позволят партии выйти за рамки «маргинальности» и занять серьезное место в эстонской политике. «Определенные круги» в России, критикующие Путина с т.н. «патриотической» стороны, до сих пор не преодолели «интердвиженский синдром». Перефразируя известный афоризм В. Черномырдина, какую партию они не создают, почему-то «всегда получается Интердвижение».
Реальными оппонентами правых на европейском поле могут быть только «европейские» лево-центристы. Только они могут реально содействовать и восстановлению давно проваленной патриотическими «радетелями» оппозиционной (в том числе и русскоязычной) прессы в Эстонии.
Может ли конституционная партия стать лидером лево-центристской оппозиции в Эстонии?
Артеменко критикует центристов и их российских сторонников за «двойные стандарты» и предлагает этим сторонникам помогать не центристам, а «по-настоящему пророссийским» конституционщикам. Как и идеологи КП, он жалуется на российский бизнес и чиновников (от Грызлова до Степашина), поддерживавших «не тех». Не идут эти соображения в том же направлении, которое в ходе недавних президентских выборов озвучивал бывший участник «Родины» М. Демурин? Как и Д. Кленский, он доказывал, что из претендентов «оба хуже», считая даже, что «для России Ильвес лучше, чем Рюйтель».
В ситуации жесткого противостояния Народного союза и правых это означало не что иное, как призыв к «сдаче» Народного союза на съедение последним, что, собственно и произошло. Разве это не чистой воды «рогозинщина» в российской политике? Российские национал-патриоты пытаются подорвать с т.н. «патриотической» стороны единственно реальных союзников России — европейских левых и центристов. Теперь эти «кругам» осталось сдать правым еще и центристов – и все станет хорошо…
Согласно С.Артеменко центристы плохи потому, что они не во всем разделяют позиций КП. Что если ее сторонники вдруг добились, что центристы заняли ту же позицию по основным вопросам, что и последняя? Тогда они наверняка получили бы столько же мест в парламенте, сколько и она.
Артеменко предлагает Конституционной партии «начать формировать левую коалицию». Однако, думается, на европейском поле подобная партия в лучшем случае может стать элементом такой коалиции, но никак не ее лидером.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.