Правые используют риторику о «советских мигрантах» для оправдания своей политики

(опубл.21.05.2015 15:48, http://stolitsa.ee/99782)

Находящийся с государственным визитом в Германии президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес после завершения своей встречи с президентом Германии Йоахимом Гауком сказал, что для понимания осторожного отношения Эстонии к иммиграционным квотам следует принять во внимание массовую иммиграцию в советское время.

На вопрос дня портала stolitsa.ee — считаете ли вы себя иммигрантами, отвечает политолог Игорь Розенфельд.

«Высказывание президента Т.-Х. Ильвеса о мигрантах (в первую очередь, конечно, советских) следует рассматривать в контексте правой политики и риторики по данному вопросу начиная с 1980-90-х гг. Проблема советских мигрантов активно обсуждалась в Эстонии еще с периода советской «перестройки».

Действительно, командная система в СССР допустила в Прибалтике ряд нарушений «этнического баланса» . Особенно остро это проявилось в Латвии, например Риге, где латыши оказались в меньшинстве (40 %) на своей национальной территории. Достаточно острой эта проблема оказалась и в Эстонии, в особенности в Ида-Вирумаа и Таллинне. Наилучшим в этом вопросе оказалась ситуация в Литве, где тогдашнее руководство смогло удержать количество «muulased»,включая поляков, в рамках 10-15 процентов.

С начала 1990-х ошибки советской бюрократии в вопросе «этнического баланса» в Прибалтике (и Эстонии в частности) стали активно использоваться правыми, прежде всего консервативными (типа IRL) группировками и соответствующими деятелями (М.Лаар, М.Хельме и проч.) для оправдания своей политики, негативные результаты которой в нынешней Эстонии вполне очевидны. Сегодняшние продолжатели этой правой политики замалчивают, например, тот факт, что число этнических эстонцев на территории Эстонии было наибольшим не в нынешней постсоветской Эстонии, а в конце «злосчастного» (по мнению правых идеологов) советского периода – в 1989 г. В это время даже по официальным данным в Эстонии проживало 963 тыс. коренных эстонцев, то есть на 40 тыс. больше, чем в 2008 г., не говоря уже о сегодняшнем дне.

К настоящему времени с 2008 г, а тем более с 1989 г. число представителей коренного населения в Эстонии существенно уменьшилось (реальная статистика, как правило, отсутствует или замалчивается). Причиной этого уменьшения стала правая политика разрушения традиционных для Эстонии в первую очередь экономических структур – например, сельского хозяйства (не говоря о промышленности) и эмиграция (в результате этой же политики) в западные страны. Оппозиционные (например, центристские) авторы говорили как минимум о 200 тысячах (если не более) эстонских гражданах, в большинстве — коренных эстонцев, работающих в настоящее время за границей.

Для оправдания своей политики эстонские правые идеологи в течение как минимум 20 лет использовали (часто искусственно раздуваемые) противоречия национальных общин Эстонии, сваливая основные проблемы на «советских мигрантов», которые «не хотят интегрироваться», стремятся «восстановить империю» и проч. Это объясняет критическое отношение к обсуждаемому высказыванию Т.-Х. Ильвеса ряда представителей эстонской русской общины.

Так же как эстонские консерваторы, запутывают проблему миграции и правые идеологи в ряде стран ЕС, где наплыв «мигрантов», являющийся, в частности, результатом «арабских революций», организованных США при поддержке ряда стран Европы, отдается на откуп правоконсервативным партиям вроде Национального фронта Франции. Указанные партии (сходные с эстонской EKRE) активно используют «мигрантскую» тему для пропаганды своей идеологии и продвижения своих представителей во властные структуры.

Отвергая риторику право-консервативных идеологов, следует отстаивать иную, отличную от правой политику в Эстонии, которая не нуждается в создании конфликта национальных общин – в том числе и в вопросе «мигрантов»».


Добавить комментарий