К проекту программы Левой партии Эстонии.
//Общие вопросы//.
Главный вопрос, стоящий перед Эстонией накануне 3 десятилетия XXI века – вопрос перехода к новой экономической (и общественной) модели. Сегодня очевидно, что старая экономическая модель не способна создать Эстонии уровень жизни, близкий уровню соседних европейских стран как северной, так и центральной Европы.
Правая модель в Эстонии переживает кризис. Это кризис правления правых партий – как праволиберальных, так и правоконсервативных, о котором левые говорят более 20-ти лет.
Левая партия Эстонии выступает за новую экономическую (и общественную) модель, отличную от той, которая в течение почти 30 лет внедрялась правыми партиями.
В начале 1990-х у Эстонии имелись разные возможности развития. Страна обладала своей промышленностью и развитым сельским хозяйством. Давление как внешних сил, так и представляющих их правых группировок – как праволиберальных, так и правоконсервативных — привело к «правому перекосу» в развитии Эстонии. Победила правая модель преобразований, характерными особенностями которой было уничтожение советского наследия и неадекватное копирование опыта первой эстонской республики, разрушение своей промышленности, сельского хозяйства, своей энергетики, отказ от поддержки своих банков (продажа их иностранцам) и проч.
Результатом этого стало ослабление госсектора страны, национального капитала и переход важных секторов экономики — банков, перерабатывающей промышленности и проч. под иностранный контроль. Банки перешли в руки шведского капитала, перерабатывающая промышленность с/х., теплоэнергетика и проч. — в значительной мере в руки финского капитала.
Правый истеблишмент стремится лишить Эстонию собственного производства и превратить ее в рынок сбыта товаров ЕС, если не свалку европейских отходов. Продолжается разрушение природных богатств — в частности, неконтроллируемая вырубка леса (статистика о которой фальсифицируется правыми группировками).Важная задача правых группировок – превращение Эстонии в часть «санитарного кордона» против России, из чего следует подрыв экономических отношений с Востоком.
Проблемы «посткоммунистического» развития Прибалтики сходны с проблемами восточноевропейских стран «Восточного блока» и таких стран ЕС, как Португалия, Испания, Греция (страны PIGS), то есть проблемами периферии западного общества.
Отношение Левой партии к имеющимся эстонским партиям.
Левая партия ведет полемику с правыми – как праволиберальными, так и правоконсервативными партиями, поддерживая левую часть политического спектра Эстонии. В первую очередь это левое крыло центристов и Список Сависаара. Может быть поддержан и ряд инициатив соцдемов, с учетом того, что данная партия с самого начала своего формирования была больше, чем ЦП связана с правой коалицией и поддерживалась ею против ЦП.
Левая партия считает важной переменой в Эстонии приход к власти в ноябре 2016 г. левоцентристской коалиции с участием Центристской партии и выступает за продолжение левоцентристской политики и после мартовских выборов 2019 г. При этом левая партия более радикально ставит ряд вопросов новой общественной модели, чем Центристская партия, вынужденная идти на компромиссы с правыми группировками, и даже левое крыло центристов.
В предвыборной борьбе правые партии как и ранее используют многочисленные предвыборные фокусы. Это, например, попытка правых консерваторов EKRE включить в свою программу левые элементы (без понимания необходимости новой общественной модели), попытка выдать за новую правую консервативно-либеральную группировку «Эстония 200».
Выдвижение левых требований правоконсервативной EKRE противоречиво:– данная партия, как и ряд других консервативных группировок Эстонии, является преемником Isamaa, которая вместе с партией Реформ строила нынешнюю исчерпавшую себя модель развития Эстонии.
Экономическая программа Левой партии
Левая партия выступает за новую модель экономики Эстонии в противовес правой консервативно-либеральной модели, исходящей из концепции «автоматической роли рынка», в течение трех десятилетий отстаивавшейся правоконсервативными партиями типа Isamaa и праволиберальными партиями типа партии Реформ.
Резервы развития правой модели к настоящему времени исчерпаны. Эта модель привела к ряду негативных последствий – разрушению собственного производства, перехода ключевых отраслей (например, банковской ) в руки иностранного капитала. В ряде сфер управления (например, здравоохранением) сформировалась неконтроллируемая бюрократия, которая подменяет интересы государства своими личными и групповыми интересами.
Левоцентристская коалиция (с участием Центристской партии и соцдемов) начали переход к новой экономической модели. Однако этот переход остается половинчатым в силу вынужденного компромисса левоцентристов с правыми партиями.
Левая партия должна более радикально поставить вопрос о новой экономической модели развития Эстонии. Она должна больше опираться на государственное регулирование, активнее заниматься поддержкой своего производителя.
Левая партия выступает за проведение тех требований, которые левоцентристы поставили, но не смогли выполнить в силу давления правых группировок. В том числе – заявленные перед ноябрем 2016, но не выполненные требования прогрессивного подоходного налога и прекращение повышения акцизов.
Левая партия выступает за установление налогов на прибыль иностранных банков, против налогов на зарплату работающих пенсионеров.
Необходима поддержка своего производителя во всех отраслях экономики – в том числе и сельском хозяйстве.
Среди вопросов охраны природной среды важное место занимает вопрос сохранения лесов, который не могут поставить в Эстонии правые «зеленые». Следует обнародовать реальную статистику вырубки лесов и поставить эту вырубку под контроль.
Левая партия Эстонии должна поддержать профсоюзное движение и бороться против его превращения в формальное и зависимое от работодателей и правой политической машины.
Социальные проблемы
Серьезные слабости правой модели развития Эстонии обнаружились в социальных вопросах – в частности, пенсионной системы и здравоохранения.
Существующая в настоящее время пенсионная система и уровень пенсий существенно отстают от соседних европейских стран. Включение пенсионных средств в чисто рыночную систему привел к ряду скандалов с пенсионными средствами, связанными, в частности, с попытками помещения пенсионных денег в заграничные ценные бумаги, а также прямого воровства пенсионных средств.
Запущенная в 2002-4 гг правая концепция второй ступени пенсии (реформисты и соцдмы) себя не оправдала, что привело к предложениям отказа от этой ступени.
Такие партии, как EKRE, используют недостатки пенсионной системы в Эстонии для предвыборного популизма, ставя вопрос повышения пенсий без изменения экономической модели в стране.
Левая партия поддерживает наиболее радикальные левоцентристские требования повышения пенсий (например, ЦП), которые однако должны опираться на реформу существующей экономической системы.
Здравоохранение.
Сложившаяся в Эстонии правая модель здравоохранения имеет весьма серьезные недостатки, связанные прежде всего с правыми попытками полного перевода здравоохранения на коммерческие основы и отсутствием контроля за управляющей данной отраслью элитой.
Необходима реформа существующей системы здравоохранения, связанная – в первую очередь с усилением государственного регулирования.
Излишне коммерческий характер больничной кассы и бесконтрольность правой (в первую очередь реформистской) управляющей медицинскими учреждениями элиты приводит к многочисленным злоупотреблениям, которые в радикальном варианте вызывают требования устранения больничной кассы и построения иной модели здравоохранения.
Темы, связанные с национальными меньшинствами – в частности русской общиной Эстонии.
Серьезной проблемой Эстонии остается безгражданство. Перед выборами рядом кандидатов (в том числе и соцдемами) озвучена возможность «нулевого» варианта гражданства, который при сохранения правых партий реализован быть не может.
Левая партия Эстонии отстаивает сохранение образования на родном (в том числе и русском) языке.
Внешняя политика
Во внешней политике Левая партия выступает за антибюрократические преобразования в ЕС, против ошибочной миграционной политики проамериканского руководства ЕС.
Следует выступить против учеличения военных расходов, против превращение Эстонии и Прибалтики в военный полигон НАТО. Первоначальной альтернативой НАТО может быть Европейская армия, предложенная некоторыми лидерами ЕС. В будущем следовало бы, возможно, добиваться нейтрального статуса Эстонии.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.