О ситуации вокруг Левой партии Эстонии и судебных делах января 2025 г. Комментарий И. Розенфельда

18.01.25

(«Ах закройте, закройте глаза газет». В.Маяковский).

Не успели отпраздновать старый новый 2025, как наступило 15 января этого года.  Утром позвонили: «ты посмотри, что про тебя пишут». Посмотрел. Стало понятно, что что стрельба ведется, что называется, крупным калибром. Заголовки статей обо мне главных эстонских интернет- порталов включали слова «отдали под суд» и «предъявлено обвинение»; сами  статьи  сообщали об угрозе «тюремного заключения».

Почему и зачем (можно задать вопрос), а также — почему сейчас?

За последние полтора года (1 год и 6 месяцев)  я  вроде ничего политического официально не говорил и в «запрещенные места» не ездил. Больше полутора лет вообще не занимался официальной политикой. Если говорить о Объединенной Левой партии (OЛПЭ), замещающим членом правления которой я был с августа 2022 по август 2023, то именно 1 год 6 месяцев назад в августе 2023 г. меня заменили на члена партии «Правые» адвоката Кейо Линдеберга (Keijo Lindeberg). Последний в сентябре 2024 удалил меня из членов Объединенной Левой партии. С этого времени и по настоящее время никакую партию я не представляю и являюсь частным лицом.

Однако К.Линдеберг оставлять меня в покое  не собирался. Вместо занятий делами партии (которые у него почему-то не пошли), он активно занялся компрометацией предыдущего актива ОЛПЭ, получая при этом солидную зарплату из  денег, заработанных этим самым активом. Член партии «Правые» К. Линдеберг инициировал против меня четыре дела — одно гражданское и три криминальных (уголовных).   Одно из таковых было в октябре 2023 г. отклонено эст. Северной прокуратурой.  Три дела  против меня в настоящее время находятся в производстве (menetluses): первое — гражданское (tsiviilasi 2-23-15699) о якобы «незаконной растрате» партийных денег. Второе криминальное дело 23260100106 о «предоставлении ложных данных регистру» (пресса сообщила о нем 15 января с.г.) . И наконец третье (второе криминальное) дело 23730000231 о непредоставлении финансовой отчетности, о котором я узнал 6 января 2025 г.

О К. Линдеберге и системе управления Левой партией Эстонии в 2023-25 гг.

 Адвокат Кейо Линдеберг был назначен замещающим членом правления Левой партии Эстонии Харьюским судом (Harju maakohus) в августе 2023 г. В это время (и еще полгода после этого) он являлся членом партии «Правые» (Parempoolsed).   Деятельность Линдеберга хорошо оплачивалась: ему предоставлялась  зарплата (за счет партийных денег) 150 евро в час плюс käibemaks. Кроме того, с самого начала своей работы К. Линдеберг имел возможность пользоваться деньгами, заработанными прошлым активом ОЛПЭ на выборах 2023 г. – 2.5 тыс. евро в месяц. Реальные суммы трат партийных денег Линдебергом еще предстоит выяснить.

Основным заданием К.Линдебергу со стороны  Харьюского суда был созыв общего собрания партии и обеспечение выборов нового правления. Однако с этим заданием К. Линдеберг, как и Ю. Линдвалл, не справился. Несмотря на это, его полномочия (о чем сообщил Тартуский суд -Tartu Maakohus) в марте 2024 г., были продлены бессрочно. Похоже, адвокат К. Линдеберг  получает деньги именно за организацию различных дел против прошлого актива партии.

В целом сложившаяся с сентября 2020 г. система управления Левой партией Эстонии остается достаточно странной. Эта партия управляется замещающим членом правления партии, назначаемым Харьюским судом. По решению суда 2020 г. данный замещающий член правления ОЛПЭ должен был передать свои полномочия избранному общим собранием правлению партии. Однако этой передачи не происходит. В одном случае (моем ) результаты общих собраний не утверждаются, поскольку не нравятся некоторому (вероятно реформистскому ) начальству. Во втором случае (Ю.Линдвалл и К.Линдеберга) «правильные» замещающие члены правления ОЛПЭ и не пытаются передавать свои полномочия избранному собранием правлению. При этом они остаются на своем посту, поскольку  устраивают некоторое (вероятно уже упоминавшееся ) начальство.

Такая ситуация считается демократической.

О денежных делах партии

Однако о самих делах.

Первое попавшее в прессу еще в марте 2024 г. начатое К. Линдебергом против меня гражданское дело 2-23-15699 касалось якобы растраты мной партийных денег.

Должен напомнить, что до апреля 2024 г. у партии вообще не было никаких средств; я вкладывал в партию свои деньги в виде пожертвований. Деньги шли на организацию мероприятий и оплату юридических услуг.  (Соответствующие материалы я предоставил суду в рамках дела 2-23-15699).

Кроме того, ОЛПЭ участвовала в выборах в Рийгикогу марта 2023 г., собрав более 2 процентов поддержки и с апреля 2023 г. смогла получить гос. финансирование – 2,5 тыс. евро  в месяц.

Из этих денег по сути и выплачивалась немалая зарплата К. Линдебергу -150 евро в час плюс käibemaks, которая была ему определена вместе с назначением на место замещающего члена ОЛПЭ (я, например, на этом посту зарплаты не получал вообще). Кроме того, как уже отмечалось, Линдеберг  имел возможность использовать гос. средства, поступавшие партии благодаря деятельности предшествующего актива (2,5 тыс. евро в месяц). За 1 год и 6 месяцев это составило 40 тыс. евро.

Мои детальные ответы на вопросы о якобы незаконных тратах (в сумме 5 тыс. евро)  были представлены тартускому суду в рамках дела 2-23-15699.

Второе дело против меня. О ситуации со списком членов партии до августа 2022 г. и августа 2023.

Второе инициированное К.Линдебергом дело против меня ( 23260100106),  о котором оповестили 15 января с.г. эст. средства массовой информации, касается якобы незаконного добавления мной членов партии в список ОЛПЭ.

По этому делу я сообщал журналистам, что ненормальная ситуация с членами партии в ОЛПЭ сложилась  до меня —   к концу правления Юлии Линдвалл (сент.2020 -авг. 2022).

Проблема устарелости списка членов партии существовала, но полтора года своей деятельности Ю. Линдвалл этим не занималась. В феврале 2022 г. она решила ситуацию просто – разослала членам партии письмо с требованием уплаты членских взносов за три года. Тех, кто не заплатил (вообще заплатило 13 человек), она удалила из списков партии. Всего в марте-мае 2022 г. Ю. Линдвалл стерла таким образом из партийного списка 1400 человек. К моменту моего назначения в партии оставалось примерно 370 членов и ее могли удалить из регистра. (По эст. закону в зарегистрированной партии должно быть не менее 500 человек).

Следует сказать о некорректности письма, разосланном Юлией Линдвалл членам партии. Это письмо не было правильно оформлено  – не было подписано дигитально, и вообще не имело подписи автора письма. Поэтому многие члены партии на него не ответили (всего заплатило, как уже говорилось, 13 человек). Некоторые члены партии не получали письма вообще.

Добавление мной членов партии в основном происходило согласно уставу.  Другие случаи (в незначительном количестве) объяснялись ненормальной ситуацией со списком партии, которая сложилась в результате деятельности Ю. Линдвалл (удалении 1400 членов партии из списка). Ошибки мной исправлялись — то есть не желавшие оставаться в списках партии удалялись из него.

Если против меня борцом якобы за интересы партии К.Линдебергом  возбуждается криминальное дело о нарушениях с добавлением членов партии (и громким шумом по этому поводу в прессе), то почему такое дело не возбуждается им против  Юлии Линдвалл, которая удалила (очевидно незаконно) из списка 1400 членов партии? 

Дело по финансовой отчетности  и одностороннее освещение фактов К.Линдебергом. Об общем собрании Левой партии в конце января 2025 г.

 Что касается третьего дела 23730000231 о финансовой отчетности (К. Линдеберг меня обвинил в непредоставлении таковой), то основную отчетность комиссии по надзору за партиями я представил вовремя. К концу моего периода деятельности непредставленных отчетов не было. Ю.Линдвалл, которая была руководителем партии до меня, такие отчеты соответствующим инстанциям полностью не предоставила, что также  едва не стало причиной  ликвидации партии.

Нельзя не сказать о такой особенности деятельности К.Линдеберга, как  систематическое использование  прессы для компрометации действовавшего до его назначения актива Левой партии. Факты освещаются односторонне, в прессу сливаются «дела» уже на предварительной стадии. Дело  лишь инициируется, но не закончено – и в таком начальном виде уже передается прессе для компрометации «обвиняемых».

Одной из причин шума в прессе вокруг Левой партии в настоящее время можно считать  приближение общего собрания ОЛПЭ, назначенного на 26 января 2025 г.  Каков будет результат собрания, мы скоро узнаем. Но известно, что  информированием членов партии о собрании  К. Линдеберг (и его команда) не занимаются.   Журналист Павел Иванов 18 декабря по ETV+ озвучил информацию о переговорах насчет привлечения к деятельности партии Зулейхи Измайловой.

17 января я изложил свое понимание ситуации вокруг Левой партии  в интервью Олегу Беседину (https://www.youtube.com/watch?v=oMFMrI5WiyE&t=280s ).

Приложение. Некоторые юридические документы.

  1. Заявление И.Розенфельда тартускому окружному суду 22.01.23 по гражд. делу 2-23-15699ю

I.Rosenfeldi avaldus Tartu Ringkonnakohtule ts/a 2-23-15699   22.01.2025

                                                                                                    Teie: 20.12.24

                                                                                                    Meie: 22.01.2025

Luugupeetud kohus!

2024 a detsembris — 2025.a. jaanuaris  selgus, et käesoleva asja hageja esindaja Keijo Lindeberg lisaks menetluses olevale tsiviiasale 2-23-15699on algatanud minu, I.Rosenfeldi, vastu kaks kriminaalasja — kriminaalasi nr 23260100106 (kohtu eelistung toimub k.a. 28. jaanuaril) ning kriminaalasi nr 23730000231(teade sellest saabus 6. jaan. 2025.a.).

Lisaks sellele püüdis EÜVP juhatuse asendusliige K.Lindeberg 2023.a. oktoobris algatada veel ühe (3) kriminaalasja, mis Põhja Ringkonnaprokuratuur lükkas tagasi (vt. Lisa 1).

Kas tegemist on õiguse otsimisega, või õigusvahenditega manipuleerimisega K. Lindebergi poolt? Kas Parempoolse erakonna liige (2023 a. augustist kuni 2024.a. veebruarini) K. Lindeberg tõeliselt esindab Vasakerakonda (Eestimaa Ühendatud Vasakparteid) või pigem tegeleb EÜVP eelmise juhtkonna ja  samal ajal ka erakonna teadliku komprometeerimisega?

Kui Keijo Lindeberg oma süüdistuste algatamise ajal oli erakonna Parempoolsed liige, siis on loogiline, et tema kui konkureeriva erakonna esindaja on huvitatud reaalsete vasakpoolsete esindajate kompromiteerimises. Siin on selge huvide konflikt.

Mingit erakonna tegevust Eesti Ühendatud Vasakparteis K.Lindebergi ajal (2023.a. augustist käesoleva ajani) ei toimu, sest tema tegeleb hoopis teiste asjadega. Kas K. Lindeberg on huvitatud Harju maakohtu (9 aug. 2023) määruse täitmises, mille kohaselt tema põhiülesanne oli kutsuda kokku EÜVP üldkoosolek ja anda üle oma volitused valitud juhtkonnale?  Esimene tema poolt korraldatud üldkoosolek 2. veebruaril 2024.a. kukkus läbi, teine 26.01.2025 samuti vaevalt õnnestub, sest erakonna liikmed, nagu eelmisel aastal, ei ole sellest koosolekust piisavalt informeeritud.

K. Lindebergi katsed komprometeerida EÜVP eelmise juhtkonna imestavad ka sellepärast, et kogu tema süüdistamisaktiivsus toimub erakonna raha arvel. Määratud kõrge palgaga 150 eur tunnis + km, K. Lindeberg kasutab oma tegevuses ka riigi toetust 2.500 euro kuus,  mis oli saadud eelmise juhtkonna tegevuse tulemusena. Kokku 1 aasta ja 6 kuu eest see annab 40 tuhat euro.

Samal ajal käesoleva  ts/a 2-23-15699raames nõuab K. Lindeberg minu. I.Rosenfeldi käest 5 tuh.eur erakonna raha plus kohtukulud (vähemlt 3 tuhat eur). Esitasin kohtule tõendid, et mainitud süüdistuses vahendid olid kasutatud erakonna huvides.

 Mis puutub kriminaalasja nr 23260100106 erakonna liikmete  lisamise kohta, siis K.Lindebergi süüdisteses ei ole juttu EÜVP juhatuse asendusliikme Julia Lindvalli tegevusest (aug. 2020.a. — aug.2022.a), kes märtsis-mais 2022.a ebaseaduslikult kustutas erakonna nimekirjast 1400 inimest, mis on tekitanud erakonnas eriolukorra. Loomulikut K.Lindeberg ei ole huvitatud mainitud asjaolude objektiivses analüüsis.

 Toodud faktid näitavad, et kõik K. Lindebergi  süüdistused eelmise Vasakerakonna aktiivi vastu on tendentslikud, ühekülgsed ja suunatud opponentide  teadlikule diskrediteerimisele.

Lisatud on Põhja Prokuraturi kriminaalmenetluse alustamata jätmise teade nr 23730000231  11.10.2023.

Loodan Tartu Ringkonnakohtu tasakaalustatud otsusele.

Lugupidamisega

Igor Rosenfeld

Allkirjastatud digitaalselt

Lisa1. Põhja Ringkonnaprokuraturi kriminaalmenetluse alustamata jätmise teade nr 23730000231  11.10.2023.


Добавить комментарий