Н. И. Бухарин — революционер и теоретик
(Опубликовано. Edasi, 02.1988 )
4 февраля с. г. Пленум Верховного суда СССР отменил приговор по делу т. н. «правотроцкистского блока», реабилитировав тем самым еще 10 из 21 обвиняемого по этому делу, в том числе Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, Х. Г. Раковского. Реабилитация Н. И. Бухарина (1888-1938) — важный шаг продолжающейся перестройки, особенно значимый в год столе- тия со дня рождения видного революционера. В конце 1950-х гг. Бухарин не был реабилитирован в числе осужденных по данному процессу из-за сопротивления консерваторов; так же была отклонена и соответствующая просьба, посланная в 1978 г. Брежневу женой Бухарина. В прошлом году «Огонек», «Московские новости» и «Неделя» опубликовали положительные статьи о Бухарине; 7 февраля этого года к ним присоединились и центральные газеты. Конечно, реабилитация Бухарина от обвинений по процессу 1938 г. — лишь часть проблемы. Ясно, что Бухарин не был «японским и германским шпионом». Важно отметить другое: все больше данных накапливается в пользу мнения, что Бухарин был прав в полемике со Сталиным о путях развития советской экономики и прежде всего о формах коллективизации в СССР.
Вопреки традиционному тезису сталинского «Краткого курса ВКП/б/», Бухарин вовсе не был противником создания социалистического сельского хозяйства. Он был противником сталинской «сплошной» коллективизации, выступал против лик- видации хозрасчета, кооперативного и индивидуального секто- ра в сельском хозяйстве. Он резко критиковал также чисто административные методы против т. н. «кулаков», которых считал середняками. Сегодняшние связанные с перестройкой реформы сельского хозяйства в СССР, — например, решение о восстановлении хуторов в Эстонии, как и происходившие ранее — 2 — изменения в других социалистических странах, говорит о справедливости именно этого подхода. Как известно, именно сталинская «сплошная» коллеткивизация, заменившая предла- гавшийся Лениным кооперативный план, привела к тем острым проблемам в сельском хозяйстве, многие из которых не разре- шены до сих пор. Обвинения против Бухарина, в связи с его критикой сталинских перегибов как «правого» думается, не столько действительно указывает на принадлежности Бухари- на к «правым» сколько о «левизне» самого Сталина и его сто- ронников.
* * *
Николай Иванович Бухарин/1 родился 27. IX (11. X) 1988 г. в семье учителя. После начальной школы поступил в гимназию, в которой несколько раньше начал учиться И. Эрен- бург. С 1905 г. участвовал в революционном движении, в 1906 г. вступил в партию большевиков. Приблизительно в это юе время в партию вступили и позднее сыгравшие в 1920-ые гг значительную роль «молодые москвичи» Г. Ломов, Г. Соколь- ников, В. Осинский. После поражения революции в 1907 г. Бу- харин поступил на юрфак Московского университета, но учеба была прервана арестом в 1909 г. Выйдя на свободу, Бухарин вновь участвует в нелегальной партийной деятельности и после нового ареста бежит в 1911 г. за границу. Здесь Бухарин Встречается с Лениным и начинает сотруд- ничать в газете «Правда». В Германии и Австрии продолжает самообразование, уделяя особое внимание политэкономии. Слу- шает лекции известных либеральных экономистов того времени Бем-Баверка и Визера, полемизирует с заграничными и русскими легальными марксистами. Публикует книгу «Мировое хозяйство и империализм» (1915). С началом первой мировой войны примыкал к «циммер- вальдской левой». Будучи арестованным в Германии, направил- ся в Швейцарию, затем в Швецию и Норвегию и, наконец, в 1916 — 3 — г. в США, где участвует в издании газеты «Нового мира».
После начала революции 1917 г. в России возвращается на родину, с VI съезда партии большевиков становится членом ЦК, произносит речь при разгоне Учредительного собрания. С конца 1917 г. (до 1929 г.) становится редактором «Правды». В вопросе о Брестском мире отстаивает «левую» пози- цию, выступая против заключения мира. Это был, пожалуй, на- иболее острый момент расхождения Бухарина с Лениным; до этого между ними были также споры по вопросу о государстве. В дисскуссии о профсоюзах Бухарин, как известно, занимал «буферную» позицию между Троцким, требовавшим огосударств- ления профсоюзов и «новой оппозицией», предлагавшей пере- дать им управление производством.
—————-
1 Достаточно подробная биография Бухарина дана в 1-м издании Большой Советской Энциклопедии, т. 8, М., 1927. Пос- леднее время в советской литературе положительно цитирует- ся книга S. Cohen Bucharin and the bolshevik revolution. — N. Y., 1973.
В последние годы жизни Ленина Бухарин, отличавшийся личной привлекательностью и способностью сходиться с людьми был, видимо, наиболее близким к Ленину членом ЦК. Узнав в 1921 г. о болезни Бухарина, Ленин обратился к германскому канцлеру Вирту с личной просьбой пустить Бухарина для лече- ния на воды, поскольку тот ему «как сын». В начале 1920-х гг Бухарин издает целую серию работ, позволивших Ленину назвать его не только «любимцем», но и «наиболее талантливым теоретиком» партии. В это время выхо- дит учебник «Исторический материалихм», ряд ее экономичес- ких, а также социологических статей Бухарина, учитывающих вклад в социологию таких вновь открытых современной соци- ологией теоретиков, как А. Богданов и В. Парето. Работу «Экономиеа переходного периода» Ленин назвал «превосходной» и поздравил Академию с «выдающимчя трудом его члена». Буха-рин был …. первого собрания В. И. Ленина. Следует отме- тить, что Бухарин и во многих других отношениях выходил за рамки шаблонов 1930-х гг. Его интересы были многогранны; по- мимо постоянной работы в области политэкономии и философии, его интересовала и энтомология (он имел одну из лучших в Москве коллекцию бабочек), был литературным критиком (эта сфера совершенно не изучена) и даже пробовал свои силы в художественном творчестве. С введением в 1921 г. Новой экономической политики Буха- рин становится ее убежденным сторонником, активно отста- ивает неадминистративные экономические методы в полемике с «левыми» с 1924 по 1927 г. Сегодня, когда в стране происходит отказ от Сталинс- кой «административно-приказной» экономической модели, особенно интересна полемика Бухарина с известным «левым» эко- номистом А. Преображенским.
Выступая за насильственную экспроприацию крестьянства якобы для нужд индустриализации, Преображенский отстаивал идей «первоначального социалистического накопления» и «сверхиндустриализации». В противовес ему Бухарин доказывал не только полити- ческую ошиюочность, но и экономическую нецелесообразность индустриализации «за счет» крестьянства. «Мы не желаем — пи- сал Бухарин, — гнать железной метлой середняка в социа- лизм, подталкивая его пинками военного коммунизма». В идеях Преображенского Бухарин усматривал «паразитарную мо- дель» индустриализации, которая видит в крестьянстве лишь «колонию пролетарского государства».
Значительно более эффективной он считал соответствующее ленинской идее «смыч- ки» товарообмен между городом и деревней, заменить кото- рый продразверсткой означало бы «зарезать курицу, несущую золотые яйца». Известно, что позиция «левых» была полностью осуждена на XV съезде ВКП/б/; тем парадоксальнее была та «забывчи- вость» с которой Сталин принялся вводить эту систему вначале 1930-х гг.
Именно с 1929 г., т. н. «великого перелома» и начала коллективизации в СССР Бухарин резко выступил против сталинской экономической стратегии — ликвидации хозрасчета и т. д., за что вместе со своими сторонниками — А. Рыко- вым, Г. Томским и рядом других получили название «правых». В своих статьях и выступлениях того периода (напри- мер, «Заметки экономиста» в «Правде») Бухарин первым указал, что ликвидируя НЭП, Сталин возвращается к методам военно- го коммунизма», продоазверстке и, на словах критикуя Троц- кого, приводит его ранее осужденные партийным большинством политику. (Рыков отмечал в политике Сталина «троцкисткое ребро»). Тогда же Бухарин назвал сталинские меры «военно-фе- одальной эксплуатацией» крестьянства.
Однако, прибегнув к грубому политическому нажиму и прямой демагогии, Сталин сумел разгромить «правый» уклон. Бухарин и его сторонники публично признали свое поражение. Бухарин покинул место главного редактора «Правды», вышел из Исполкома Коминтерна, в котором десять лет играл одну из центральных ролей. Как политический противник, он, каза- лось бы, не был уже опасен Сталину; отойдя от дел, он работал в «Известиях» и занимался подготовкой «сталинской» конституции СССР 1936 г. В том же 1936 г. во время пребывания в Париже, бывшие русские социалисты — Дан и др. — Убеждали его не возвращаться. Однако Бухарин вернулся, с одной стороны, не видя для себя пути эмигранта, и с другой, возможно, веря обещаниям Сталина о его безопасности, на которые последний не скупился. Однако в феврале 1937 г. Бухарин был арестован.
Незадолго до ареста жена выучила наизусть текст его последне- го письма, которое в полном виде приведено пока лишь в пьесе М. Шатрова «Дальше, дальше»… (Знамя, 1988:1). Осуж- ден Бухарин был в 1938 г. по процессу т. н. «антипартийно- го право троцкистского блока». Абсурдным в этом процессе, имевшем дело в сто томов, было не только обвинение подсудимых в шпионаже и диверсиях, но и само название, смешивавшее различные даже с т. зрения «краткого курса» вещи. Здесь по методу «амальгамы», известному со времени террора Французской революции, «правые» и «левые» были соединены воедино. В том же году 21 человек (включая, кстати, и известного автора более ранних процессов Ягоду) были расстреляны.
Между тем сельскохозяйственная политика Сталина, которую критиковал Бухарин, уже к 1933 г. практически привела к катастрофе. Общий объем сельскохкзяйственной продукции, как показывают последние данные (напр., статья О. Лациса и Н. Белкина — «Коммунист» 18:87 и 1:88), упала вдвое. Вдвое сократилось поголовье рогатого скона. В 1933 г. на Юге РСФСР и Украине разразился голод, отчасти вызванный нехват- кой продовольствия, отчасти искусственно усиленный Стали- ным, стремившемся вопреки всему выполнять заграничные пос- тавки. В результате голода погибло около 3-х миллионов че- ловек (см. Огонек, 51, 1987). Отчасти убеждение заграничной и собственной общественности в «успехах» достигалось прямой фальсьфикацией статистики — как демографической, так и экономической.
На самом же деле реальный уровень 1928 г. не был превышен сельским хозяйством СССР не только ни в 1940-м, но едва ли и в 1953-м году… Долгие годы трудодни не давали крестьянину возможности прокормиться; источником пропитания крестьянина действительно …. «феодальному» образцу становилась лишь приусадебная парцелла. Нарушение экономических законов обмена и военно-феодальные методы име- ли исключительно тяжелые последствия. Индустриализация по бухаринскому пути могла быть не только менее болезненной, но, и видимо, и более эффектианой. Сегодня становится ясной и нелепость ликвидации и ин- дивидуального сектора в сельском хозяйстве. Бухарин первым усомнился в правильности насильственного «искоренения» кула- ков, в которых видел лишь середняков, окрепших за годы НЭПа. Действительных кулаков он предлагал лишь ограничить экономическими методами.
Современные идеи «порядка» показывают, что не было ничего столь уж «крамольного» и в идее «врастания» индивидуального крестьянина в социализм. Как и идеи реабилитированного в прошлом году Л. Чаякова, экономические работы Н. И. Бухарина требуют сегодня нового прочтения.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.