Противостояние реформистов и IRLовцев уже перенеслось на следующие этапы выборов президента Эстонии
Главной причиной того, что три тура парламентской части выборов президента Эстонии 29-30 августа закончились без результата (ни один из кандидатов не получил необходимых 68 голосов из 101 голоса членов Рийгикогу), очевидно, стала неспособность двух основных группировок правящей коалиции – реформистской (праволиберальной) и Отечественной (IRLовской, правоконсервативной) – достигнуть соглашения.
Подготовку Партии реформ к выборам вряд ли можно считать эффективной.
Реформистская, самая крупная фракция Рийгикогу и лидер правящей трехпартийной коалиции смогла лишь в самый последний момент (менее чем за неделю) до выборов договориться с соцдемовской фракцией, выдвинув двух общих кандидатов – Эйки Нестора и Сийма Калласа. Первый из них набрал 40 голосов в первом, второй – 45 и 40 голосов во втором и третьем турах голосования.
Как было понятно с самого начала, для победы реформистского кандидата этого количества было недостаточно. Для достижения необходимого результата (68 голосов) реформистско-соцдемовской группировке было необходимо привлечь на свою сторону одну из крупных фракций Рийгикогу – или центристскую (что, конечно, было маловероятно) или IRLовскую (Отечественную) – второго участника правящей коалиции.
Однако такого объединения коалиционных партнеров не произошло. Реформистская группировка или вовсе не занималась поиском союзников, или оказалась неспособной к проведению переговоров.
Отечественная (менее многочисленная на начальном этапе выборов) группировка, со своей стороны, достигла договоренности лишь с консервативной (и близкой по идеологии к IRL) Свободной партией, вместе с которой выдвинула кандидатом в президенты Аллара Йыкса. Йыкс, как известно, набрал в трех турах выборов 25, 20 и 21 голос, что, понятно, еще в большей мере, чем у кандидата реформистов, было далеко от необходимого.
Безрезультатность парламентского этапа выборов, таким образом, стала следствием того, что ни одна из соперничающих политических групп (и одновременно партнеров по правящей коалиции) – реформистской и отечественной – не сделала шагов в сторону другой.
Лучшую дисциплину и способность договориться (если говорить о правящей коалиции) проявили социал-демократы, которые выполнили свое соглашение по поддержке реформистов. Что касается центристов, то хотя традиционная политика правой коалиции с самого начала ставила их в изоляцию, они провели выборы вполне корректно. Удачно выступила и Майлис Репс.
Противоречия реформистов и отечественников слишком глубоки
Почему двум правящим правым группировкам (и коалиционным партнерам) реформистам и IRL не удалось (несмотря на призывы интеллектуалов и затем президента) добиться важного для них парламентского решения вопроса о выборе главы государства? Вывод может быть только один: противоречия реформистской и IRLовской группировки слишком глубоки, и ни одна из них не желала до сих пор для достижения общей цели «поступиться принципами».
Похоже, во-первых, что «молодая» реформистская группировка во главе с Таави Рыйвасом явно слаба в коалиционных переговорах (как и переговорах вообще). Реальной стратегии выборов у этой группировки не оказалось.
Во-вторых, можно заметить, что амбиции официальной консервативной IRLовской группировки, видимо, явно превышают ее реальные возможности: например, в части поддержки этой группировки не только населением, но и депутатами Рийгикогу. И это несмотря на то, что на стороне этой группировки выступает влиятельная часть высокопоставленной бюрократии (возможно, не только внутриэстонской), а также важные информационные ресурсы.
На стороне эстонских консерваторов, по сути дела, выступили и «подковерные» структуры, которые в первом туре продемонстрировали свои навыки «переманивания» депутатов в правильном направлении – то есть под знамена Аллара Йыкса.
С другой стороны, интересную тенденцию продемонстрировала группировка «внесистемных» консерваторов Консервативной народной партии Марта Хельме: она выступила против своих «системных» единомышленников из IRL и присоединилась в третьем туре выборов (хотя и не в полном составе)… к центристам. Ситуация неразберихи в правящей коалиции, как и переход выборов президента в коллегию выборщиков, как это было ясно с самого начала, работает скорее на центристов, несколько увеличивая их шансы на успех в следующем туре выборов.
Следующий этап выборов и склока внутри реформистов
Одной из главных интриг после завершения парламентского этапа выборов стало неожиданно острое противоборство двух группировок внутри Партии реформ: сторонников Сийма Калласа и Марины Кальюранд.
Кто протежирует Марину Кальюранд, провоцируя внутриреформистский конфликт?
С внешней стороны – реформистская группировка «серого кардинала» Райна Розиманнуса – вместе с Кейт Пентус-Розиманнус, ушедшей с поста министра иностранных дел по коррупционному делу.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.