Яак Аллик многое недоговаривает

Столица, 27.06.2017 13:32, http://stolitsa.ee/search/post/176377?pattern=%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4&type=all&year=2017

Влиятельный политик социал-демократ (СДПЭ) Яак Аллик призывает в опубликованной в газете Postimees статье создать для эстонского и русского сообществ единую сеть образования, которая учитывала бы также интересы русскоязычных людей и, тем самым, стала бы средством предотвращения геттоизации русской общины и противостояния в эстонском обществе.

На вопрос портала Stolitsa.ee  „Есть ли в Эстонии русское гетто?“  отвечает общественно-политический деятель Игорь Розенфельд.


Указывая на противоречивые результаты «конфликтной интеграции» правых партий, Яак Аллик недостаточно говорит о причинах этого. Затронув острую «русскую» проблему, он приводит  ряд фактов, говорящих  о  противоречивых  (и парадоксальных ) результатах  тех  решений этой проблемы, которые  предлагала официальная «интеграционная» политика в Эстонии.  Эти факты  —  усиление «этнической обособленности», увеличение доли граждан РФ, ухудшение владения эстонским языком у второго-третьего  русскоязычного поколения  и т.д.

Однако говоря о фактах, Яак Аллик о недостаточно  говорит о  причинах, которые привели к данной ситуации и о том, каковы могут быть пути выхода из создавшегося тупика.

Он считает, что этого не знает «ни одна эстонская партия». Однако, как можно утверждать, главная  причина  указанных проблем официальной интеграции в Эстонии – конфликтная политика правых эстонских партий  во главе с реформистами и IRL — то есть политика правого эстонского  истеблишмента,  которую, кстати, поддерживала… и партия соцдемов, в которую  с 2011 г. входит Яак Аллик.

Решать проблему интеграции русского и русскоязычного населения в восстановившей свою государственность Эстонской Республике с начала 1990-х г.г. можно было по-разному.  Однако те решения, которые с начала 1990-х предлагали  партия Отечество (позднее IRL) и затем партия Реформ явно строило эту интеграцию на конфликтной и ассимиляционной основе.

Бронзовая история 2007 г. – ясно показывает,  как строилась такая политика: ее основу составлял национальный конфликт, который сознательно раздувался указанными правыми партиями, позволяя этим партиям разделять национальные общины Эстонии и удерживаться у власти даже тогда, когда  — с начала «нулевых» годов – настроения избирателей явно склонялось к иной политике.

Можно говорить о многочисленных национальных провокациях и «национальном наркозе», который в течение долгого времени применяли (и применяют до сих пор) правые группировки «лааровского» и «ансиповского» разлива – в особенности перед выборами.

Надо заметить, что такая политика не была особенностью только Эстонии. Такая же политика проводилась в Латвии, Грузии (М.Саакашвили) и  проводится на  Украине после февраля 2014 г.

Другими словами перед нами типичная ситуация посткоммунистических стран, попавших под западный (прежде всего американский) контроль,  с обычной для этого контроля властью правых праволиберальных и правоконсервативных партий.

  Однако  альтернатива лааровско-ансиповской интеграции была и есть. Ее, вопреки критике Я. Аллика, отстаивала с начала «нулевых» Центристская партия Э.Сависаара, подвергавшаяся жесткому прессингу реформистко- IRLовской коалиции. Последнее десятилетие такую политику центристы стремились проводить в таллинском и иных самоуправлениях, что давало им поддержку не только русского и русскоязычного, но и эстонского населения.

Можно напомнить, что сходную политику в начале «нулевых» отстаивал также и «околоцентристский» Народный союз, в руководство которого входил  Яак Аллик. Кроме более умеренного, чем у эстонских консерваторов,  решения национального вопроса, эта партия пыталась защищать эстонское сельское хозяйство, но была развалена правыми  (вследствие  коррупционных дел В.Рельяна и др.)

После развала НС Яак Аллик в 2011 г.  вступил в эстонских социал-демократов. Особенностью этой партии  всегда была  постоянная зависимость от реформистско- IRL-вской машины, сочетавющаяся с попытками набраьть голоса, появляясь для виду  на центристском «социальном» поле. На выборах в Рийгикогу 2011 г. и 2015, как  и на местных выборах 2013 г. соцдемы вместе с реформистами боролись с Центристской партией в Нарве, Ида Вирумаа и Таллинне.

В нынешней статье Яак Аллик верно пишет о русском образовании, интересе к культуре другой общины, отказе от нападок на национальные устои каждой из общин и проч. Но он почему-то не говорит  о том, что те формы интеграции (а с ними и подход к русскому образованию и проч.), которую все это время отстаивали соцдемы с такими фигурами, как Свен Миксер, Райнер Вакра и  Марью Лауристин, мало чем отличалась от IRL-вской и реформистской.

  Подводя итоги сказанному: выход из тупика «конфликтной интеграции», который хорошо показывает Яак Аллик,  дает сегодня лишь политика Центристской партии, которую могла бы поддержать и «разумная» часть соцдемов, отличающихся от характерного   для данной  партии  следования в фарватере Реформистов и и IRL.


Добавить комментарий