О ситуации в Левой партии Эстонии к концу 2022 г.и предыстории партийного конфликта 2018 г.

 (из письма европейским левым  2.12.22)

26 ноября 2022 г. в Таллинне прошел XXII съезд (общее собрание) Левой партии Эстонии (официальное название до  этого собрания — Объединенная Левая партия Эстонии – ОЛПЭ, EÜVP).

Этот съезд завершил, как хочется надеяться, период «смуты» в партии, которая началась в ноябре 2018 г.

Конфликт в Объединенной Левой партии Эстонии, принявший острые формы с ноября 2018 г., был не случаен, но отражал борьбу направлений  как в Эстонской республике в целом, так и в левом движении Эстонии.

В анализе истории эстонских левых важно, во-первых, определить позицию, на которой мы стоим. Такой позицией на мой взгляд,  должен быть «современный левый» подход –  позиция реформаторских левых, которая отличается как от традиционной коммунистической («сталинистской»), так и праволиберальной (в том числе и социал-демократической) позиции.

В западном мире, как и современной Эстонии, преобладает праволиберальная позиция (в Эстонии идеология правящей в течение 20 лет партии Реформ) с точки зрения которой левые – это «бывшие коммунисты», сторонники однопартийной системы и русского консерватизма. Одновременно западным либерализмом (в том числе европейским) принимаются и поддерживаются местные национализмы (консерватизмы — эстонский, украинский и др.).

   Как мне кажется, современные левые – в том числе и российские — не должны становиться на позиции европейского правого либерализма.Но эти современные левые с другой стороны  не должны поддерживать и русский консерватизм, каковой  отчасти принимался советским сталинизмом и остается весьма активным в современной России (партия «Родина», ЛДПР и отчасти Ед. Россия).   Они не должны поддерживать указанный русский консерватизм, поскольку таковой также представлял и представляет собой вариант правой идеологии — дореволюционного (и позднее сталинистского) русского имперства. Можно сказать, что советский сталинизм – это большевизм, «испорченный» русским консерватизмом. ( Указанный консерватизм фактически в дореволюционном имперском варианте в начале нулевых победил в путинской России).

  1. Об истории постсоветских левых в Эстонии.

 Эстонская левая партия 1990-2000х гг действительно выросла из Эстонской компартии (как это любят подчеркивать официальные эстонские правые либералы), но именно из ее реформаторского крыла, в связи с чем уже в период перестройки эта партия отличалась от доперестроечной эстонской компартии. ЭКП горбачевца В. Вяляса заняла позицию левых реформ советской системы и поддержала Народный фронт Эстонии.  С другой стороны, в Эстонии была и вторая эстонская  компартия — КП «на платформе КПСС» Лембита Аннуса, которая принимала русский консерватизм  и поддерживала Интердвижение. Сторонников эстонской КП «на платформе КПСС» можно считать традиционными коммунистами «сталинистского» типа (в отличие от коммунистов-реформаторов).

В постсовесткое время эстонская Демократическая (и социал-демократическая) Партия труда  продолжала линию реформаторских левых.

Здесь интересна фигура Тийта Тоомсалу (с которым мы контактируем и до сих пор) — эстонского реформаторского левого политика и депутата Рийгикогу в начале нулевых гг.

Однако в 2008  г. в Левой партии Эстонии произошли изменения, которые важно учитывать для понимания последующих событий в эстонском левом движении. В этом году эстонская Левая партия  соединилась с русской Конституционной партией (отсюда и название «Объединенная левая партия).  Тийта Тоомсалу удалили, фактическим главой партии стал мэр Маарду (пригород Таллинна) Георгий Быстров (умер в 2015 г.)

Особенность Эстонской Объединенной Левой партии «маардуского» периода состояла в том, что в ней было сильно влияние русских консерваторов. Это были как представители движения «соотечественников», так  и  консервативные радикалы в русском варианте —  фигуры типа В. Илляшевича и позднее, например, Алана Хантсома из русаковской группы.

2.Эстонская Объединенная Левая партия после Г.Быстрова – 2015-18 гг.

После смерти в 2015 г. фактического главы ОЛПЭ и мэра Маарду Г. Быстрова  руководителем Объединенной Левой партии Эстонии стал Валев Калд — спокойный лидер, который ряду членов партии  (в основной из ее русской части) однако казался «вялым». Партия проводила конференции и контактировала с европейскими левыми, но в ней назревал конфликт между умеренными левыми  и русскими радикалами.

В марте 2017 г. в эст. Объед левую партию вступила группа Мстислава Русакова– группировка русского консерватизма, часто радикального (В.Илляшевич, С.Cереденко, А.Хантсом). В ноябре 2018 эта русаковская группировка предприняла попытку переворота в партии, которая и привела к расколу ОЛПЭ на два крыла.

В отличие от консервативно-русской группы М. Русакова  альтернативная ей группа Юлии Соммер сформировалась при участии право-либеральных сил (А. Веедла). Однако ее поддержала и тартуская эстонская левая группа –Вииви Пельюховска, М Салупере и др., которую русаковская группа явно игнорировала, если не прямо репрессировала (удаляла из состава партии). К этой эстонской тартуской группе с конца 2018 г. примкнул и я, перейдя в ОЛПЭ из Центристской партии (в которой состоял почти 20 лет с 1999 г.).

3.Кризис в объединенной Левой партии Эстонии (ОЛПЭ) — ноябрь 2018 – август 2022.

В конце 2018 г. обе группы провели свои съезды и в партии начался период двоевластия и судебных процессов.

 К середине 2020 полномочия представителей обоих группировок истекли.

Тартуская группа эстонских левых, поддерживающая Юлию Соммер, а также Тийт Тоомсалу в качестве обозревателя предлагали Ю. Соммер провести новый съезд и усилить позиции своей части партии. Однако это сделано не было.

В мае-июне 2020 г. Ю. Соммер предложила Харьюскому суду выбрать замещающего члена правления Объединенной Левой партии. Тартуская группа поддержала это решение и начала свое судебное дело по данному вопросу в июне 2020 г. Летом 2020 г. Харьюский суд принял решение о назначении замещающего члена правления партии, но отклонил все предложенные Ю. Соммер и нами кандидатуры. Замещающим членом правления ОЛПЭ была назначена представитель праволиберальной группировки (под руководством А. Веедла) Юлия Линдвалл, которая занимала этот пост с 20 сентября 2020 по 12 августа 2022 г.

Задачей Ю. Линдвалл было не восстановление эстонской левой партии  (пусть в «эстонском» варианте), но  «зачистка» партии и фактически ее ликвидация.  

Ю. Линдвалл не были поданы экономические отчеты о деятельности партии  (что угрожало удалением партии из регистра) и выброшено из списков (стерто) 1400 человек, в том числе все члены актива партии. ( Исключены были и непосредственно эстонские ветераны партии – М. Салупере, Энн Эхала и др.)

Все время правления Ю. Линдвалл тартуская группа – В. Пельюховска, я, и адвокат  Лембит Аувяярт  — вели судебное дело против Юлии Линдвалл, доказывая суду, что ее задача – не восстановление партии (пусть в «эстонском» варианте), но фактически ликвидация партии. За два года мы написали несколько десятков судебных писем, требуя отставки Ю.Линдвалл и назначения другого, более конструктивного  замещающего члена правления ОЛПЭ.

До августа этого года наши заявления не имели результата, а в связи с началом Украинской войны надежд на позитивное для нас решение вопросов Левой партии стало еще меньше. Тем не менее 12 августа с.г. Харьюский суд вынес судебное решение в нашу пользу. Замещающим членом правления ОЛПЭ назначили меня.

С августа-сентября с.г. мы (тартуская группа)  начали восстановление в партии ее актива – прежде всего эстонской части, и стали готовить общее собрание Объединенной Левой партии.

Оно  состоялось в Таллинне 26.11.22. На съезде было выбрано правление партии и ее председатель.

*

Дополнительные материалы:

( 1) По теме переворота в ОЛПЭ ноября 2018 г. :

А.Егоров:DURA LEX, SED LEX — Закон суров, но это закон! . 2018

T.Toomsalu https://slavia.ee/mnenija/obshchestvo/16283-oba-khuzhee-ili-mnenie-eks-lidera-partii-t-toomsalu-o-publichnom-konflikte-estonskikh-levykh . 2018

 И.Розенфельд. Кризис в Левой партии Эстонии. https://www.slavia.ee/mnenija/obshchestvo/16319-igor-rozenfeld-krizis-v-levoj-partii-estonii?fbclid=IwAR1Krf6-nnmQ-2IVwK3h13kYk6hDTCY8Mxaec-A-oA_QwF3NxfpYEh4XrJ4 . 2018

( 2) . О восстановлении Левой партии Эстонии в 2022 г.

И.Розенфельд. Выигрыш судебного дела вокруг Левой партии тартуской группой ОЛПЭ в августе с.г. Информация и материалы. (https://kripta.ee/rosenfeld/2022/08/26/vyigrysh-dela-vokrug-levoj-partii-tartuskoj-gruppoj-levoj-partii-v-avguste-s-g/) ).

И.Розенфельд. Восстановление Левой партии Эстонии в конце 2022 г., первые шаги. Конференция 22.10.22 г. и Общее собрание Левой партии Эстонии в Таллинне 26.12.2022., (https://kripta.ee/rosenfeld/2022/11/27/vosstanovlenie-levoj-partii-estonii-v-konce-2022-goda-pervye-shagi-konferenciya-22-oktyabrya-2022-g-i-obshhee-sobranie-levoj-partii-estonii-v-tallinne-26-12-2022/).


Добавить комментарий