Мюнхенское соглашение 30 сентября 1938 г. как пролог Второй мировой войны
1 сентября 2019 г. исполняется 80 лет с начала Второй мировой войны.
Вокруг вопроса о причинах этого драматического конфликта не прекращается идеологическая полемика. В посткоммунистических странах западной ориентации, как и на Западе на первый план выдвигается заключенный в августе 1939 г. пакт о ненападении между нацистской Германией и СССР (пакт Молотова-Риббентропа). Этот пакт постоянно находится в центре внимания, его годовщины отмечаются как на Западе, так и в Прибалтике и Польше.
В этом году Польша, ссылаясь на данный пакт, в очередной раз обвинила в развязывании войны не только гитлеровскую Германию, но и СССР. В ответ российская сторона, как и оппозиционеры в Прибалтике – напомнили о роли Польши в разделе Чехословакии.
Разговор таким образом зашел о мюнхенском соглашении 1938 г. между ведущими западными демократиями – Британией и Францией (при поддержке Польши) с одной стороны и гитлеровской Германией с другой.
То, что в рамках западной историографии данному событию не уделяется достаточного внимания, понятно – мюнхенское соглашение 1938 г., определившее расчленение и оккупацию Чехословакии, и послужившее тем самым важным прологом Второй мировой войны, ставит под сомнения традиционную западную картину причин этой войны.
Как кажется, более подробный, а не фрагментарный анализ этого соглашения помог бы противостоять традиционному западному (консервативно-либеральному) пониманию причин наиболее разрушительной европейской войны XX века, которые пытаются списать на СССР.
Данная статья – одна из начальных попыток такого анализа.
Первый и второй Судетский кризисы. Планы Гитлера об аннексии чехословацкой Судетской области и отказ западных демократий и Польши поддержать Чехословакию.
В феврале-марте 1938 г. разразился первый судетский кризис — попытка нацистской Германии отторгнуть от Чехословакии Судетскую область, населенную этническими немцами.
Германия третьего Рейха начинает давление на Чехословакию с целью отторжения у нее Судетской области. Однако указанное отторжение не являлось конечной целью гитлеровской Германии в отношении Чехословакии. Руководство Третьего Рейха рассматривало присоединение Судетской области лишь как первый шаг по расчленению и в идеале – оккупации Чехословакии («План Геринга»).
Западным демократиям данные планы руководства Третьего Рейха были известны. Однако это не помешало их политике компромисса с Гитлером. 27 мая 1938 г. в беседе с послом Польши министр иностранных дел Франции Жорж Бонне заявил, что «План Геринга о разделе Чехословакии между Германией и Венгрией с передачей Тешинской Силезии Польше не является тайной».
Столкнувшись с агрессией соседнего государства, Чехословакия ищет поддержки у западных демократий и СССР. СССР был готов оказать помощь Чехословакии, однако западные демократии Англию и Францию — эта помощь не устраивает. Сами они такую помощь оказывать не хотят. Поэтому западные демократии поддерживают требования гитлеровской Германии – первоначально по отторжению у Чехословакии Судетской области.
Гитлеру содействует и правоконсервативное руководство Польши – оно активно препятствует СССР оказать помощь Чехословакии, угрожая в случае такой помощи «объявить войну СССР».
«21 мая польский посол в Париже Лукасевич заверил посла США во Франции Буллита, что Польша немедленно объявит войну СССР, если он попытается направить войска через польскую территорию для помощи Чехословакии».
Тем временем руководство гитлеровской Германии продолжало свое давление на соседнюю страну. За первым судетским кризисом последовал второй — в сентябре 1938 г. Однако и он не заставил западные демократии и их ключевых фигур – премьера Великобритании Невилла Чемберлена и французского премьера Эдуара Деладье — отказаться от политики «умиротворения». По их мнению, содействие отторжению Судетской области от Чехословакии было необходимым компромиссом, который якобы мог помочь Британии и Франции избежать войны.
Такую версию активно отстаивало гитлеровское руководство, стремясь навязать ее общественному мнению всей Европы. Указанные же западные лидеры предпочли согласиться с этой версией.
18 сентября 1938 г. в Лондоне прошли англо-французские консультации, на которых Англия и Франция решили поддержать требования Германии к Чехословакии по отторжению от нее судетской области и гарантировать ее «новые границы».
19 сентября президент Чехословакии Бенеш обратился к СССР по вопросу о возможной помощи его стране. СССР сообщил о своей готовности оказать эту помощь. Однако такая помощь не устраивала западные демократии и Польшу, которая снова подтвердила свою угрозу объявить СССР войну в случае его попыток поддержать Чехословакию.
Польские представители заявили, что в случае нападения Германии на Чехословакию Польша не станет поддерживать последнюю и не пропустит через свою территорию Красную армию. Более того, она немедленно объявит войну Советскому Союзу, если он попытается направить войска через польскую территорию для помощи Чехословакии, и если советские самолёты появятся над Польшей по пути в Чехословакию, они тотчас же будут атакованы польской авиацией.
Польша активно участвовала в разделе Чехословакии, стремясь отобрать у нее Тешинскую область (что и произошло далее).
От помощи (в том числе военной) Чехословакии отказалась и Франция, имевшая с ней договор с о взаимопомощи. Она вместе с Англией блокировала советские предложения об обсуждении проблемы коллективной поддержки Чехословакии через Лигу Наций.
Одновременно, Франция как и Англия, оказывала активный нажим на чехословацкое руководство в пользу принятия им требований Гитлеровской Германии.
21 сентября советский представитель заявил на пленуме Совета Лиги наций о необходимости срочных мер в поддержку Чехословакии, если Франция тоже выполнит свои обязательства (согласно договорам о взаимной помощи), а также требования постановки в Лиге наций вопроса о германской агрессии. Также правительство СССР провело ряд подготовительных военных мероприятий, на юго-западной и западной границе были приведены в боевую готовность стрелковые дивизии, авиация, танковые части и войска противовоздушной обороны.
Однако советские требования в Лиге наций были блокированы западными демократиями.
Одновременно «20—21 сентября английский и французский посланники в Чехословакии заявили чехословацкому правительству, что в случае, если оно не примет англо-французских предложений, французское правительство «не выполнит договора» с Чехословакией. Также они сообщили следующее: «Если же чехи объединятся с русскими, война может принять характер крестового похода против большевиков. Тогда правительствам Англии и Франции будет очень трудно остаться в стороне». (Мюнхенское соглашение, wiki).
21 сентября 1938 г. правительство Чехословакии было вынуждено капитулировать.Это вызвало массовые забастовки в стране и уход правительства в отставку.
22 сентября состоялась личная встреча британского премьера Чемберлена с Гитлером.
Прибыв в Годесберг к Гитлеру, Чемберлен предложил передать Судеты с правом выбора гражданства и компенсации за имущество. Гитлер потребовал передать Германии эти территории до 28 сентября, а также удовлетворить претензии к Чехословакии Польши и Венгрии (что было уже шагом к разделу страны).
Вместе с гитлеровской Германией ультиматум Чехословакии предъявила и Польша, сосредоточившая свои войска на всем протяжении границы.
Подписание мюнхенского пакта. Чемберлен, Даладье, Муссолини и Гитлер. Соглашение о ненападении между Великобританией и Германией, а также Германией и Францией.
29 сентября 1938 г. в Мюнхене (в Фюрербау) началась встреча Гитлеровской Германии с главами правительств Великобритании, Франции и Италии, на которой и было подписано Мюнхенское соглашение.
29 сентября в 12 часов 45 минут в Мюнхене главы правительств Великобритании и Франции Чемберлен и Даладье сели за стол переговоров с Гитлером и Муссолини. Переговоры закончились около двух часов ночи.
Чехословацкие представители, вопреки обещанию Чемберлена, к началу обсуждения соглашения допущены не были. Не участвовал во встрече и СССР. Советские войска находились у западной государственной границы до 25 октября, а затем были возвращены в районы постоянной дислокации.
Основой соглашения являлись озвученные Муссолини предложения Италии.Они повторяли требования, выдвинутые ранее Гитлером при встрече с Чемберленом – именно притязания Германии на Судетскую область Чехословакии. Чемберлен и Даладье приняли эти предложения.
В час ночи 30 сентября 1938 года Чемберлен, Даладье, Муссолини и Гитлер подписали Мюнхенское соглашение. После этого в зал, где было подписано это соглашение, была допущена чехословацкая делегация. Ознакомившись с основными пунктами соглашения, представители Чехословакии Войтех Мастны и Хуберт Масарик выразили протест. Но, в конечном счете, под давлением руководства Великобритании и Франции подписали договор о передаче Чехословакией Германии Судетских областей. Утром президент Бенеш без согласия Национального собрания принял к исполнению данное соглашение.
Важно отметить, что мюнхенское соглашение включало подписание взаимных соглашений о ненападении между Великобританией и Германией и Германией и Францией.
Днем 30 сентября, перед отъездом из Мюнхена, Чемберлен посетил Гитлера и подписал англо-германскую декларацию о ненападении.
По словам декларации Мюнхенское соглашение, как и англо-германское морское соглашение 1935 г., «символизируют волю обоих народов никогда более не воевать друг с другом». Обе страны будут «обсуждать и консультироваться по вопросам, имеющим жизненное значение для Великобритании и Германии, улаживать все разногласия и таким образом способствовать сохранению европейского мира…» (Англо-германская декларация, wiki).
В качестве экономического дополнения к англо-германской декларации и Мюнхенскому соглашению 15 марта 1939 года Англией было подписано Дюссельдорфское соглашение. Последнее продолжало англо-германское платёжное соглашение, заключенное ещё в 1934 году. По замечанию британских обозревателей, указанное платежное соглашение фактически предоставляло односторонний клиринг для Германии, реально способствуя её вооружению. В конце 1938 — начале 1939 гг. коммерческий атташе в Берлине Маговэн представил два меморандума, в которых предлагал британскому правительству пересмотреть принципы платёжного соглашения 1934 г., чтобы положить конец «ситуации, когда мы сами усиливаем германские вооружения». Этого однако сделано не было.
Между тем в апреле 1939 г. Гитлер денонсировал англо-германское морское соглашение июня 1935 г., призванное отчасти заменить Версальский договор, денонсированный Гитлером в марте 1935 г.
В декабре 1938 г. при посещении И. Рибентропом Парижа была подписана и Франко-германская декларация (договор о ненападении). По замечанию французских обозревателей у подписавшего декларацию министра иностранных дел Франции Ж. Боннэ «сложилось впечатление, что отныне германская политика будет направлена на борьбу с большевизмом. Рейх дал понять о наличии у него стремления к экспансии в восточном направлении…». О чём Боннэ указывал в циркулярной записке французским послам.(Франко-германская декларация, wiki).
Чемберлен и Деладье при поддержке Польши заставляют Чехословакию принять ультиматум Гитлера и Муссолини об отторжении Судетской области, а фактически и об оккупации и разделе страны.
Итак, в сентябре 1938 г. главные западные демократии , прежде всего Британия и Франция (Чемберлен и Деладье), вместо поддержки Чехословакии, заставляют ее руководство отдать гитлеровской Германии Судетскую область. Одновременно они, при активном участии Польши, препятствуют помощи Чехословакии со стороны СССР.
При этом западные лидеры уверяют себя и население своих стран, что их действия помогают «избежать войны». Как заявил выйдя из самолета вернувшийся из Мюнхена в Лондон Чемберлен: «я привёз мир нашему поколению».
Реально все обстояло ровно наоборот: передача гитлеровской Германии Судетской области Чехословакии, а затем раздел и оккупация страны не только не отменила войну в Европе, но, напротив, сделала важный – а фактически решающий — шаг к этой войне.
Получив Cудетскую область, Гитлер не собирался останавливаться на достигнутом. И западные лидеры это знали заранее. Следующим этапом стало расчленение Чехословакии и оккупация основной ее части Третьим Рейхом.
Расчленение Чехословакии де факто происходит в марте 1939 г. — через полгода после мюнхенского соглашения.
Договор о расчленении Чехословакии, с которым 14 марта был ознакомлен чехословацкий президент Гаха, подготовил Иоахим Риббентроп – тот самый, который постоянно упоминался в связи с пактом сентября 1939 г.
«Была высказана уверенность в том, что обе стороны считают необходимым приложить все усилия для сохранения спокойствия, порядка и мира в этом регионе Центральной Европы. Президент Чехословакии при этом заявил, что ради этой цели и достижения окончательной договорённости, он с уверенностью вручает судьбу чешского народа и страны в руки фюрера Германии. Это заявление было принято фюрером, который согласился взять чешское население под защиту Германского Рейха и со своей стороны обеспечить ему подобающее существование в рамках автономии». (Мюнхенское соглашение, wiki).
Формула «взять чешское население под защиту Германского Рейха» обозначало аннексию Чехии, произошедшую 15 марта 1939 г.
15 марта Германия ввела на территорию оставшихся в составе Чехии земель Богемии и Моравии свои войска и объявила над ними протекторат (протекторат Богемия и Моравия). Чешская армия не оказала оккупантам никакого заметного сопротивления.
Оккупация Чехословакии проводилась гитлеровской Германией в союзе с Венгрией и Польшей – той самой Польшей, которая весьма скоро (в сентябре 1939 г.) сама окажется в положении Чехословакии.
Интересно, что первый ультиматум Чехословакии по поводу Тешинской области Польша выдвинула еще до подписания Мюнхенского соглашения. В день этого подписания она – одновременно с немецкими войсками — ввела свои войска в эту область.
Пакт Чемберлена- Гитлера (Деладье-Гитлера) как решающий шаг ко второй мировой войне.
Таким образом именно Мюнхенское соглашение 30 сентября 1938 г.– то есть пакт Чемберлена-Гитлера (Деладье-Гитлера) — стало главным шагом к расчленению и оккупации Чехословакии, а также к последующей войне в Европе. Все эти последствия были заложены в Мюнхенском соглашении, которое на словах гарантировало Чехословакии «сохранность новых границ».
Вину за Мюнхенское соглашение, как решающий шаг ко второй мировой войне несут две главные европейские страны западного мира — Британия и Франция. При этом Британии и ее политическому лидеру — консерватору Невиллу Чемберлену принадлежала в организации данного соглашения определяющая роль.
Это признавал такой выдающийся представитель британского консерватизма, как Уинстон Черчилль (Вторая мировая война, 17 глава). 21 сентября после ультиматума Чехословакии он передал в британскую печать следующее заявление:
«Расчленение Чехословакии под нажимом Англии и Франции равносильно полной капитуляции западных демократий перед нацистской угрозой применения силы. Такой крах не принесет мира или безопасности ни Англии, ни Франции. Наоборот, он поставил эти две страны в положение, которое будет становиться все слабее и опаснее. Одна лишь нейтрализация Чехословакии означает высвобождение 25 германских дивизий, которые будут угрожать Западному фронту; кроме того, она откроет торжествующим нацистам путь к Черному морю. Речь идет об угрозе не только Чехословакии, но и свободе и демократии всех стран. Мнение, будто можно обеспечить безопасность, бросив малое государство на съедение волкам, – роковое заблуждение. Военный потенциал Германии будет возрастать в течение короткого времени гораздо быстрее, чем Франция и Англия смогут завершить мероприятия, необходимые для их обороны».
«Мы – продолжил Черчилль — располагаем сейчас также ответом фельдмаршала Кейтеля на конкретный вопрос, заданный ему представителем Чехословакии на Нюрнбергском процессе: «Представитель Чехословакии полковник Эгер спросил фельдмаршала Кейтеля: «Напала бы Германия на Чехословакию в 1938 году, если бы западные державы поддержали Прагу?» Фельдмаршал Кейтель ответил:«Конечно, нет. Мы не были достаточно сильны с военной точки зрения. Целью Мюнхена (то есть достижения соглашения в Мюнхене) было вытеснить Россию из Европы, выиграть время и завершить вооружение Германии».
Очевидно, что тайной целью британской дипломатии – политики «умиротворения» Гитлера — была война между гитлеровской Германией и СССР. Этот факт, ясный советской стороне уже в момент подписания мюнхенского соглашения, признавали и многие западные дипломаты.
Посол Франции в Москве Робер Кулондр отмечал, что мюнхенское соглашение «особенно сильно угрожает Советскому Союзу. После нейтрализации Чехословакии Германии открыт путь на юго-восток». Об этом же говорится и в дипломатических документах США, Франции, Германии, Италии, Польши и других стран. Между тем лозунг консерваторов в то время был: «Чтобы жила Британия, большевизм должен умереть».
Британский расчет на войну между Третьим Рейхом и СССР осуществился. Однако он был связан со многочисленными жертвами не только со стороны Германии и СССР, но и со стороны Запада — многих европейских стран. То, что такой вариант вел к разрушению ряда европейских государств и гибели миллионов жителей Европы – западные демократии и их лидеров интересовало не сильно.
Большая цель, понятно, оправдывает средства…
Пакт Молотова-Риббентропа против пакта Чемберлена-Гитлера. Война пактов в пропаганде. Какой пакт «хуже».
Подводя итоги – даже беглый разбор обстоятельств мюнхенского соглашения позволяет сделать вполне ясные выводы о том, как, кем и при чьем содействии была запущена 2 мировая война.
Официальная западная (как и постсоветская прибалтийская) историография однако предпочитает замалчивать обстоятельства данного соглашения, концентрируя внимание на пакте «Молотова-Риббентропа» — т. е. пакте Германии и СССР сентября 1939 г.
Задача оппозиционной современной левой историографии поэтому – обращение внимания общественности на мюнхенское соглашение — гораздо более важное для понимания обстоятельств начала второй мировой войны, чем традиционные консервативно-либеральные рассуждения о пакте Молотова-Риббентропа.
Понятно, что в пропагандистской войне XX-XXI в. на первый план западом выдвигался именно последний пакт — сентября 1939 г. пакт Молотова-Риббентропа.О мюнхенском соглашении — пакте Чемберлен-Гитлер и Деладье-Гитлер — предпочитали не говорить – или говорили весьма сдержано и уклончиво. При том, что, как можно утверждать, что «плохой» пакт сентября 1939 г. был не причиной, а следствием мюнхенского соглашения.
Почему западная историография всегда концентрировалась на втором пакте, а не на первом – вполне понятно.Менее понятно, почему «мюнхенский аргумент» не использовался в достаточной мере российской стороной — ни советской, ни постсоветской российской историографией.
Факты о мюнхенском соглашении были хорошо известны в СССР. Однако советская историография была не в состоянии парировать западную риторику вокруг пакта Молотова-Риббентропа.Это же можно сказать и о постсоветской российской историографии, также не слишком торопящейся распутывать сложный политический узел кануна второй мировой войны.
Почему? Вероятная причина — неспособность к идеологическому сопротивлению правых российских группировок, у которых «реставраторский» подход преобладал над подходом, пытающимся понять не только противоречия, но и позитивность революционного советского государства перед второй мировой войной.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.