Как русские консерваторы поддерживают сталинский миф
(К 20-летию фальсификации воспоминаний А. Коллонтай М. Трушем и Р. Косолаповым).
Важным элементом консервативной идеологии в современной России является сталинский миф.
Представители русского консерватизма (в том числе и в «как бы левом» — т. е. зюганистском и прохановском — газета «Завтра» – варианте ) считают этот миф «созидательным» (http://zavtra.ru/blogs/shvidkoj_i_mifi 31.05.19), вплоть до настоящего времени поддерживая его самыми различными способами – в том числе путем как бы исторических — реально же грубо фальсифицированных — публикаций.
Уже более двух десятилетий (с 1998 г.) в интернете распространяются высказывания Сталина, заявленные им якобы в беседе с А.Коллонтай в ноябре 1939 г., и дающие оценку роли самого вождя, предсказывающие будущие судьбы советской системы и проч.
На широкую арену в России данные высказывания вышли в августе 2013 г., когда известный байкер Хирург ( А. Залдостанов) процитировал их на шоу «Сталинград», посвященном «дню памяти и скорби» в Волгограде, в мероприятиях которого участвовал и В. Путин (https://www.newsru.com/russia/24aug2013/hirurgstalin.html ).
При этом уже в начале нулевых годов появился ряд публикаций, показывающих, что данные сталинские соображения в беседе с Коллонтай — представляют собой явную подделку.
Как выяснилось, первым данный текст в зюгановской «Правде» в 1998 г. поместил Ричард Косолапов («Какая же она, правда о Сталине?». «Правда». 1998, № 55, 2—4 июня), сославшийся на историка М.И. Труша, занимавшегося биографией А. Коллонтай (Диалог. 1998. М8. С.92 -94. «Извлечения из дневников А.М. Коллонтай, хранящихся в Архиве МИДа РФ, произведены историком М.И. Трушем». Об этом — https://kpss-ru.livejournal.com/8874.html ).
В 1986 г. М.И. Труш опубликовал очерк о А.Коллонтай в сб. «Комиссары». (см. М. Труш. Александра Михайловна Коллонтай (очерк), в сб.: Комиссары.Сост.А. Л. Афанасьев, М.: Молодая гвардия, 1986 г. (перв. Изд.). Серия:ЖЗЛ, с. 155-192 ).
В 2006 г. благодаря тому же историку М. Трушу текст якобы сталинских заявлений А. Коллонтай был опубликован в 18 томе «нового» собр. соч. Сталина. (…)
Однако, как в показал ряд критических блогеров уже в начале «нулевых» гг , в тексте дневника Коллонтай, опубликованного в 2001 г. данные мудрые соображения Сталина… отсутствовали. Более того, в этих дневниках ясно говорится о том, что в ноябре 1939 г. ее встречи со Сталиным не было вовсе, и в тот свой приезд А. Коллонтай встречалась лишь с В. Молотовым.Это подтверждают и другие источники – например, книга посещений Сталина. (… ) Соответственно не могло быть и мудрых высказываний Сталина (реально Труша- Косолапова или иных разработчиков сталинского мифа).
Таким образом, опубликованный Р.Косолаповым в 1998 г. и Трушем в сб. «Диалог» (в 1998 г.) и собр соч. Сталина 2006 г. текст является явной подделкой. Это не мешает тому, что уже более 20 лет данный текст воспроизводятся сталинистскими и консервативными авторами и даже допускается на такие важные идеологические мероприятия , как шоу «Сталинград» в августе 2013 г.
На примере данной истории можно судить о идеологическом уровне современного русского консерватизма, а также как бы «левого» сталинизма в России и качестве их исторических публикаций.В том числе и качестве «нового» собрания сочинений Сталина.
Анализ выдуманных консерваторами «соображений Сталина» однако представляет интерес – как пример консервативного дискурса в современной России.
Соображения были призваны показать «мудрость» вождя, который «все предвидел», в том числе и распад СССР – в результате подъема национализм и главным образом зловредного воздействия «мирового сионизма».
Что касается темы «сионизма», то как известно, она стала особенно актуальной в СССР в конце 1940-х гг в связи с политической борьбой вокруг основания гос-ва Израиль и с тех пор воспроизводилась в советском консервативном дискурсе до самого распада СССР. Известно также, что в конце1940-нач. 50-х гг эта концепция послужила основой целого ряда провокаций, вроде дела о «сионистском заговоре в МГБ», дела космополитов и проч., существенно подорвавших стабильность тогдашнего СССР и его престиж в мире, и а также приведших к поражению СССР в борьбе за влияние в Израиле.
Как нам уже приходилось указывать в книге «Крах консерватизма» (см.), сталинистская концепция сионизма представляет вовсе не конструкцию большевизма («коммунизма», марксизма-ленинизма – «второго» марксизма по нашему определению), а отход сталинизма от идеологии большевизма в сторону русского консерватизма (правого национализма).
Особенностью идеологии сталинизма в национальном вопросе в целом (в отношении украинского, финского и т.д. вопросов) вообще была подмена большевистского подхода к этому вопросу (сформулированного в частности Лениным) подходом правого русского национализма (правого русского консерватизма).
Тенденции консервативной (шовинистической) ревизии большевистского подхода к национальному вопросу обнаружились у Сталина еще в начале 1920-х гг, еще при жизни Ленин (см. полемика Ленина и Сталина по вопросу образования СССР – «автономизации» и проч.) В 1930-е гг, годы борьбы Сталина за личную власть, эта шовинистическая ревизия стала становиться элементом государственной идеологии. То есть, формально объявляя своей идеологией «марксизм-ленинизм», по целому ряду национальных вопросов, в том числе и еврейскому, сталинская бюрократия встала на шовинистические позиции.
Это касается и сталинской концепции «сионизма». Очевидно, что сталинизм подменяет понятие сионизма – правого еврейского национализма, рассматривая его не как идеологию локального еврейского государства, а как идеологию якобы борьбы евреев за «мировое господство», которое утверждалось как русским черносотенством (фальсифицировавшим «Протоколы сионских мудрецов»), так и немецким правым национализмом Гитлера.
Именно в таком фальсифицированном сталинистском варианте «сионизм» рассматривается и цитированном отрывке — как идеология «совокупного Запада», который одержал борьбу в холодной войне против «советского блока».
Если проэцировать данные соображения на 1939 г. – время пакта с Гитлером, Сталин мог именно таким (консервативным, близким к немецкому национал-социализму) образом оценивать ситуацию, игнорируя тот факт, что реальной главной угрозой стабильность в Европе в этот момент был вовсе не «сионизм», а правый национализм (фашизм, национал-социализм).
Подмена большевистской борьбы против «мирвого испериализма» псевдоборьбой с мировым «сионизмом» уже с 1930-х гг навязывалась Сталину косервативными группировками, проникавшими в его окружение и начавшими определять советскую политику в конце 1940-х гг. и в немалой степени – в послесталинский период.
Цитирование современными – постсоветскими- сталинистами данной концепции говорит об их отходе от левой идеологии и переходе на позиции русского консерватизма (правого национализма), а то и прямого черносотенства.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.