Об Ааду Мусте и нынешней ситуации в Центристской партии Эстонии

20.июля 2023 года ушел из жизни известный политик центристской партии Эстонии Ааду Муст.

Мне пришлось находиться в  Центристской партии почти 20 лет — с осени 1999- по конец 2018 г., большую часть этого времени – в непосредственном контакте с Ааду Мустом, который руководил тартуской организацией ЦП.

Могу сказать, что несмотря на конфликт Ааду Муста с Сависааром с 2014 г. и тяготение к правому крылу партии, Ааду Муст был одним из наиболее значительных и интересных фигур в ЦП последних двух десятилетий.

А.Муст был успешным политиком на местном и общегосударственном уровне. Он много лет с 2001 г. возглавлял тартуское горсобрание, с 2007 г. многократно был членом Рийгикогу, участником и главой культурной комиссии.

Я считал А.Муста представителем правого крыла ЦП (некоторые политики, в частности М. Стальнухин, называют его «эстонским»). Официальные инстанции опирались на Ааду Муста, когда было нужно снять Эдгара Сависаара с поста председателя ЦП в 2015-16 г. и заменить его на Юри Ратаса.

Однако снятие Эдгара Сависаара с поста председателя ЦП имело и другую сторону : благодаря сторонникам Юри Ратаса (в том числе и Ааду Муста) с осени 2016 г. Центристская партия  стала парламентской (при Сависааре  центристов в Рийгикогу не пускали).

Ааду Муст был в числе тех, кто вместе с Юри Ратасом привел ЦП в парламент.

Важно заметить, однако, что несмотря на все свои действия в пользу  официального „eestimeelsus`a“ в ЦП, Ааду Муст уже через 3 года после назначения главой ЦП Юри Ратаса  испытал на себе превратности судьбы оппозиционера. Поскольку ЦП даже как  будто в «более eestimeel´ ном» варианте Юри Ратаса и Ааду Муста все же продолжала рассматриваться правыми силами как нежелательная оппозиция.

Недовольство этих сил Эстонии вызвало то, что ЦП смогла после выборов 2019 г. образовать «нереформистскую» парламентскую коалицию с Исамаа и EKRE.

Поэтому после парламентских выборов 2019 началась атака уже непосредственно на самого Ааду Муста – как впоследствии на самого Юри Ратаса и других членов его команды, например, Майлис Репс.

Эта атака на Ааду Муста, начатая в Тарту  и по форме вполне напоминавшая атаку на Сависаара 2006-16 гг-, сыграла, думается немалую роль в обострении  болезней Ааду Муста и возможно даже уходу его из жизни в не самом преклонном возрасте.

Ааду Муст начиная с перестройки

Помню Ааду Муста начиная с перестройки и эпохи Народного фронта.

Ааду принадлежал к «национальному» крылу НФ, входил в Эстонский комитет (Eesti komitee) . в отличие от Сависаара. В тот момент он был фактически ближе к Марью Лауристин, чем к Э. Сависаару, с которым они были соучениками по университету и близкими друзьями.

Прежде, чем войти в ЦП, Ааду Муст побывал  в  «роялистской» партии.

С конца 1990-х Ааду Муст руководил тартуской ячейкой ЦП — руководил грамотно и добился значительных успехов – вероятно наибольших для Центристской партии в Тарту.

К моменту его переезда в Таллинн в 2018-19 г. тартуское отделение Центристской партии достигло максимума влияния. Фракция ЦП в тартуском Горсобрании составляла 7 человек, ЦП принадлежал ряд значительных постов в тартуском самоуправлении и комиссиях.   Такого положения, как при А. Мусте в 2018 г., у ЦП в Тарту не было ранее и вряд ли будет  в ближaйшие годы.

Ааду был симпатичным и интеллигентным человеком, профессором-историком, читавшим лекции в Тартуском университете по архивному делу, автором нескольких книг.

Успехи Ааду Муста имели определенную цену.  Ааду Муст  принадлежал скорее к правому крылу ЦП и был близок к партии  Реформ – правда, в тартуском варианте Урмаса Клааса (на мой взгляд, не самом плохом – существенно отличном от варианта Андруса Ансипа). В ситуации до 2016 г. это было логично. По наиболее проблемному в эстонской политике «русскому вопросу» Ааду Муст в течение длительного времени  занимал  достаточно прогрессивную позицию. Именно он поддержал Артема Суворова в качестве abilinnapea, что после 2019 г. отрицалось и даже переворачивалось против А.М.

Расхождение  А. Муста с Эдгаром Сависааром и поддержка Юри Ратаса в 2014-2016 г.

В период 2014-16 г. Ааду Муст  был одним из активных сторонников замены Э. Сависаара по главе ЦП на  Юри Ратаса. 

Расхождение правого крыла ЦП с Эдгаром Сависааром началось еще с начала нулевых. Первая попытка выдвижения Юри Ратаса против Сависаара произошла в 2006 г. 

Сависаару инкриминировалась якобы «пророссийская» позиция (каковой реально не было).

Жесткая атака правых сил на Э.Сависаара и ЦП шла в течение 10 лет. В нее входило инициирование выхода из партии ряда известных лиц и ряд провокаций.

Можно заметить, что выделение и поддержка антисависааровского (правого) крыла было специальной работой правой политической машины.

Новая особо острая атака на Эдгара Сависаара началось в 2014-15 г., которая привела к окончательному снятию Э. Сависаара с поста председателя партии в ноябре 2016 г.

Причина произошедших событий состояла в том, что верхушке ЦП было поставлено условие – ЦП будет разрешено стать парламентской партией только если Э. Сависаар будет снят со своего поста.

Оппозицию Э. Сависаару в 2014-16 гг. возглавила группа Юри Ратаса, важную роль в которой играл Ааду Муст. В группу входили также Кадри Симсон и  Майлис Репс.

 Вопрос однако — почему  условием превращения ЦП в парламентскую партию стало снятие Э. Сависаара ? Кто поставил это условие?   

Это условие поставила «правая политическая машина», которая с начала 1990- реально руководила эстонской политикой, осуществляя «управляемую демократию». Поэтому без устранения Сависаара ЦП не могла стать парламентской партией , хотя имела большую поддержку (при чем не только русскоязычного населения) и в течение двух десятилетий как правило выигрывала все основные выборы.

Правое начальство «разрешило» ЦП войти в Рийгикогу лишь после ухода с поста руководителя партии Эдгара Сависаара.

ЦП как парламентская партия с 2016 г. Идеология ЦП и «eestimeelsus». Возможет ли «еestimeelne» Keskerakond?

С 2016 г. ЦП становится парламентской партией. Превращение ЦП в парламентскую партию было (несмотря на ряд оборотных сторон) серьезным успехом группы Юри Ратаса, важным участником таковой был Ааду Муст.

Ааду Муст был одним из активных организаторов в целом успешной на мой взгляд парламентская политики ЦП.

На какой идеологической платформе стояла Центристская партия при Эдгаре Сависааре (и отчасти после него)?  

Идеологию ЦП можно определить как левоцентристскую, то есть социал-демократическую.

 Как нам уже приходилось замечать, считать социал-демократической идеологию «номинальной» социал-демократии в Эстонии ( партии Лауристин-Осиновского) нельзя.   Это партия социал-либералов, находящаяся в тесной связи и постоянной коалиции с партией Реформ, представляющей правящий правый истеблишмент в Эстонии.

Прореформистская коалиция при участии соцдемов постоянно атаковала ЦП по реформистскому сценарию (выборы 2011 г. и проч.).

Прореформистские идеологи пытались навесить на ЦП периода Э. Сависаара ярлык «русской партии» и противопоставить сависааровской политике политику якобы «eestimeeln`ого» Keskerakondа – то есть по сути дела направление той же социал-либеральной партии Марью Лауристин.

В отличие от сависааровского крыла ЦП, правое крыло партии, возглавляемое Ю. Ратасом,  активным участником которогокоторого был и Ааду Муст, считалось «эстонским» и более склонным к «еestimeelsusu».

Парламентский прорыв ЦП  2016 г. казалось бы подвел под такую точку зрения основания.

На местных выборах 2017 г .  сависааровское (по сути левое) крыло в ЦП решилось на открытое выступление, образовав «список Сависаара». Результатом этого однако стало подавление данного крыла и исключение его сторонников из ЦП.

Казалось бы, крыло Юри Ратаса получило «карт бланш» на подавляющее влияние в  ЦП и продвижение  политиков этого крыла в эстонской политике в целом.

Однако дальнейшее развитие событий вокруг ЦП поставило успехи правого крыла ЦП в эстонской политической системе под сомнение.

Сложная судьба не только левого, но и правого крыла ЦП. Почему правая политическая машина нанесла удар по ЦП в 2018-2019 г.

К выборам марта  2019 группа Юри Ратаса, казалось бы, достигла вершин своего успеха в эстонской политике. Юри Ратас несколько лет занимал место премьера.  Центристская коалиция без партии Реформ создалась еще до 2019 г.

Выборы в Риигикогу марта 2019 г. как будто выиграли реформисты – хотя, традиционным для них электронным образом. Но правительственную коалицию создать оказались не  в состоянии. Коалицию удалось создать ЦП  —  с Исамаа и EKRE (при участии Ааду Муста в том числе) которая противостояла партии Реформ и ее союзникам.

Казалось бы, ЦП достигла в это время пика своих успехов. Юри Ратас снова стал премьером, ЦП получила ряд мест в парламентских комиссиях.

Коалиция во главе с ЦП однако продержалась менее года и была развалена в начале 2021 г. с применением ряда – в том числе и явно провокационных политических средств.

Видимо, данная нереформистская коалиция не устраивала правую политическую машину. С конца 2018 г. Ратас и его команда перестали «нравиться», несмотря на свой  «eestimeelsus» . Хотя вполне нравились в период борьбы этой группы с Э.Сависааром.

Лицемерие данной машины в отношении как будто «правильной» и «eestimeel`ной» центристской группы Ю. Ратаса состояло в том, что поддерживая до определенного времени эту группу, правая система власти начала затем исподтишка атаковать и по сути разрушать ее.

 Уже с конца 2018 г. стала разворачиваться массированная атака на ЦП (и группировку Ю. Ратаса) как в центральной прессе, так и в ряде местных самоуправлений – напр. Ида Вирумаа. Но также и в Тарту.

Атака на Ааду Муста и группу Юри Ратаса в 2018-2019 г.

С середины 2019 г. началась атака непосредственно на  Ааду Муста, который к началу 2019 г.  переехал из Тарту  в Таллинн для работы в Риигикогу и подготовки к выборам 2019 г.

Ряд членов тартуской группы был недоволен тем, что, перейдя в Таллинн, Ааду Муст решил оставить в качестве своего преемника Монику Ранд. Этим недовольством воспользовались правые силы для атаки на А. Муста, что в конечном счете привело к разгрому тартуской организации ЦП.

В это время в Тарту  появился Яан Тоотс, который вскоре возглавил тартускую организацию ЦП и начал строить свою карьеру с жесткой атаки на Ааду Муста.

Появление Я. Тоотса, его действия в качестве руководителя тартуской группы ЦП вначале были обставлены как выдвижение якобы сторонника Сависаара для «наказания» выступившего против Сависаара Ааду Муста (а также косвенно — Юри Ратаса). Была сделана попытка  привлечь на свою сторону бывших «сависааровцев».В эту версию поверил ряд участников тартуской группы ЦП. Хотя в дальнейшем появились основания для сомнения в искренности Яана Тоотса.

Кампания против Ааду, Муста, начатая в Тарту и перекинувшаяся в республиканскую прессу, приняла широкие формы и во многом имела демагогический характер. На Ааду Муста стали валить все проблемы ЦП в Тарту и едва ли не в Эстонии в целом. Результатом стал серьезный подрыв влияния тартуской организации ЦП.

Уже тогда можно было сделать предположение, что  за атакой на Ааду Муста стояла атака на группу Ю. Ратаса в целом. Позже секреты «миссии» Яана Тоотса  раскрыл съезд ЦП в Тарту августа 2022 г., на котором Я. Тоотса попытались выдвинуть на место председателя партии в противовес самому Юри Ратасу. 

В начале 2021 г. прореформистским силам удалось  подорвать на общегосударственном уровне коалицию ЦП и EKRE  ( не без провокаций против обоих группировок).  Во главе парламента и государства (как и до 2016 г.) снова оказалась партия Реформ, чье пребывание у власти уже превысило 20 лет.

Атака на ЦП и группу Ратаса  как в массовых средствах, так и в местных самоуправлениях (напр., Ида Вирумаа) продолжилась уже непосредственно и откровенно. 

Ряд организаций ЦП — например, в Ида Вирумаа — был откровенно развален «оперативными» средствами. Началась атака и на известных представителей руководства ЦП.

Произошла, в частности,  история с Майлис Репс, которая, как и Ааду Муст, входила в число близких сторонников Юри Ратаса. В начале 2021 г. М. Репс  использовалась для якобы коалиционных переговоров с партией Реформ, затем подверглась репрессиям за «коррупцию».

В это время Ааду Муст «уходит в тень».

Кризис в ЦП до и после выборов марта 2023 г.

Перед выборами марта 2023 нажим на  ЦП еще более усилился. ЦП во главе с Ратасом как во время выборов так и после них  подверглась жесткой пропагандистской атаке прореформистских массовых средств и других акций. Активизировались также и критики центристов со стороны левых и русских консервативных сил  (движение Коос).

На выборах марта 2023 г. ЦП потерпела серьезное поражение — потеряла 10 мест по сравнению с прошлыми выборами 2019 г.

Это стало результатом как активной деятельности против ЦП правой политической машины, так и ошибок руководства ЦП, которое не смогло учесть особенности новой ситуации.

Произошедшее поражение ЦП привело к ослаблению влияния председателя ЦП Юри Ратаса и усилению внутренней оппозиции в ЦП – в частности группы  Михаила Кылварта.

 Такое усиление группы Кылварта в расчеты сторонников прореформистской политики не входило, и показалось им результатом явно нежелательным.

Правая политическая машина оказалась перед дилеммой — как совместить задачу поражения ЦП и группы Ратаса ( для победы прореформистской коалиции) с недопущением усиления левого (оно же русское) крыла ЦП.

В этот сложный период через не очень продолжительное время после смерти Эдгара Сависаара ушел из жизни и его oппонент Аadu Must.

Его уход совпал с новым периодом эстонской политики и Центристской партии — периодом прямой и не считающейся ни с какими нормами атаки правой политической машины на все нереформистские силы — в том числе и как будто «ееstimeelˇных» центристов.

Эта атака стала концом иллюзий тех, кто верил в возможность «умеренной» альтернативы реформистской политике в Эстонии — в том числе и в Центристской партии.

Речь идет об уходе представителей поколения «поющей революции» эпохи советской перестройки.

Можно не соглашаться с Ааду Мустом и не принимать его антисависааровских действий, но он был честным политиком в рамках принятого им направления, сделавшим немало для укрепления Центристской партии.


Добавить комментарий