Левая партия Эстонии в конце 2022 г.- начале 2023 г. Накануне парламентских выборов марта 2023 г.

Проведя общее собрание 26 ноября 2022 г. , Левая партия Эстонии приняла решение принять участие в парламентских выборах марта 2023 г. Такое участие было необходимо для развития партии – ее восстановления, консолидации и привлечения новых членов.

Решение было смелым, поскольку  окончательного судебного решения по легитимизации руководства партии, выбранного на общем собрании конца ноября (документы были поданы в Деловой Регистр — Äriregister — 7. Дек. 2021 а.) еще не было. И судебная система Эстонии всячески затягивала это решение. Первое решение Регистра относительно материалов съезда поступило только 15 января и оно оказалось негативным.

Еще до общего собрания 26.11.22 Левой партии было прислано решение Делового Регистра от 19. Октября 2022 г. в котором было высказано требование увеличить к 1 февраля с.г.  количество членов партии  до 500.

Трудность выполнения этого требования в октябре-декабре 2022 г. состояла в том, что официально назначенным «банкротным руководителем» партии Ю. Линдвалл (руководила Левой партией с сент. 2020 до августа 2022 г.)  из списков партии было стерто  1400 членов партии,  в  первую очередь ее актив. Многие члены партии из за долгого бездействия, смены начальства и его  противоречивых действий разочаровались в партии.

Движение Koos  и его предложения Левой партии Эстонии

С начала сентября 22 г. Левой партии стали поступать предложения о сотрудничестве от движения Koos, представляющим собой, по видимому, русскую консервативную группировку в Эстонии.

Представители движения объясняли свои настойчивые предложения якобы стремлением «помочь» Левой партии, испытывавшей в частности проблемы с людьми (количество членов партии в период Ю. Линдвалл уменьшилось до 360).

 При этом – представители движения Koos предлагали слияние партий с назначением представителей движения на рук-во  Левой партией. То есть  «помощь» предлагалась по принципу – «мы поможем вам тем, что посадим вам наше начальство». В таком духе проходили несколько первых попыток переговоров Левой партии и Koos.

Представители Левой партии на такие условия не согласилось, предлагая ограничиться избирательным союзом.

Предложение о слиянии было снято лишь в конце декабря. Тогда 29.12.22 переговоры продолжились. 9 января были согласованы и подписаны основные пункты сотрудничества. 14 января с. г. Левая партия Эстонии официально заключила соглашение с движением Коос о совместном предвыборном списке, основой которого стал список ОЛПЭ.

Объединение предвыборных Списков Левых с Коос — опасная игра? Почему русские консерваторы постоянно пытаются захватить Левую партию Эстонии?

С этого времени Эстонская Левая партия стало получать многочисленные предостережения об опасностях, с которыми столкнется партия при сотрудничестве с  Koos.

Одни из наиболее частых – помимо специфических идеологических проявлений -предостережение о вероятном скандале, а также  попытке захвата.  левой партии русскими консерваторами – при поддержке правой политической машины Эстонии.Были предупреждения, что для попытки захвата может быть использована правая агентура, внедренная в движение Koos.

Прецеденты с попытками захвата Левой парти русскими консерваторами в ее истории уже были. Можно сказать больше – такие попытки были постоянными в течение не только последних лет, но по сути всего постсоветского периода. Для этого было немало оснований.

Уже к 2008 г. Объединенным Левая партия Эстонии оказалась своеобразным «последним пристанищем» ряда русских партий Эстонии – в частности Конституционной (преобразованной из Объединенной Народной).

При объединении последней  с Левой партией в 2008 г. в «одной лодке» оказались как левые, так и  русские консерваторы. Среди них были как «умеренные соотечественники», так и консервативные радикалы. Пример последних —  фигура типа Владимира Илляшевича, главного православного хоругвеносца Эстонии.

В период руководства Левой партии Валевом  Калдом (2015-18) партия начала двигаться от русского консерватизма влево. Делались попытки контактов с европейскими левыми. На это однако последовала моментальная реакция русского консерватизма – в виде внедрения в партию группировки М. Русакова, вступившей в Левую партию в нач. 2017 г. и вскоре попытавшейся совершить в ней переворот.

Почему русским консервативным группировки проявляли такой интерес к левой партии?  Для этого имелся ряд причин.

Чисто  тактические причины — партию самим создать трудно, захватить легче. Левая партия Эстонии – то, что как будто «плохо лежит».

Второе – поддержка русских консерваторов правой политической машиной Эстонии. (Видно напр. по русаковской группировке, но и на нашем опыте 2022-23 г.).

Поддержка русского консерватизма правой политической машиной Эстонии.

Вероятная причина такого рода тактики –  стремление вывести левых из игры путем их компрометации  русским консерватизмом.

В целом поддержка восточноевропейского правого консерватизма Западом против «коммунизма» началась еще в период холодной войны. Правые диссиденты в еще в советских республиках были как правило правонационалистического направления.

При том, что на уровне общих (праволиберальных) деклараций правая полит. машина  не терпит ни левизны, ни консерватизма ( в том числе русского). Ей не нужен ни русский консерватизм,  ни левые.   

На посткоммунистические страны  оказывает также идеологическая и политическая ситуация России (которую в первую очередь ощущает русскоязычное население).  Важно отметить, что путинизм – русский консерватизм в России  — несмотря на имперскую риторику о «русском мире» в течении 20 лет оказался неспособен создать  сколько-нибудь жизнеспособные консервативные русские группировки в «ближнем Зарубежье». «Пророссийская» деятельность «имитируется» (в частности через «соотечественников»). Но пророссийские партии в течение 20 лет в постсоветском пространстве путинистами не создаются.

При этом левые в течение путинского периода подавляются русским правым консерватизмом в России точно так же, как в Эстонии.

В прибалтийских странах (и Эстонии) правая полит. Машина ведет с русским консерватизмом  своеобразную игру.  С одной стороны она  поощряет этот консерватизм как способ борьбы с советским наследием. С другой – ограничивает его действия (  свою партию во всяком случае создать  не давала и не дает).

В  отношении русских  партий – ОНПЭ, Конст. Партии – офиц. инстанции   постоянно направляли русских консерваторов в сторону «демократов» и левых  (В 2018 и 2022 г. — в сторону левой партии). Пытались заставить  русских консерваторов и левых драться между собой.

Пример поддержки правой полит. машиной русского консерватизма — непрепятствие  попытке захвата левой партии Мстиславом Русаковым в ноябре  2018 г. «Осведомленные» структуры никак не препятствовали вхождению группировки Русакова в Левую партию. Результаты переворота были быстро признаны офиц. медиа. Одновременно — официальная машина угрожала русским консерваторам репрессиями и применяла таковые (арест С.Середенко).

В отношении Левой партии 2 половины 2022 (и начала 2023 года) праволиберальная политическая машина вела свою игру:  после неудачи попытки ликвидации партии,  была выбрана тактика затягивания ее оформления и легализации.   В качестве подковерной тактики применялось  подталкивание  в сторону левых русского консерватизма.

Был очевиден жесткий прессинг правой полит. машины против Левой партии.  Попытка ликвидации партии  путем назначения подставного  «банкротного начальника», стирания членов партии из списка, неутверждения общего собрания 26. ноября.

В конце 2022- начале 2023 г. до принятия списков к выборам (24.01.2023) — партия пережила немало приключений. Имел место ряд фокусов официальной праволиберальной машины с попытками снятия партии с выборов (письмо О.Тесла в избирательную комиссию).

Далее – январское сообщение Äriregistra (Tartu Maakohus) об отказе утверждения результатов общего собрания (Решение 16 декабря а также 25 января 2023 г.).

Одновременно — в конце 2022 и начале 2023 — — подталкивание Koos через агентуру на захват левой партии. С русским консерватизмом — как бы союзничество и даже элементы взаимопомощи. Но и размежевание – прежде всего идеологическое.

Негативные сценарии. Удастся ли русским консерваторам при поддержке эстонской правой политической машины в очередной раз захватить Левую партию Эстонии?

Что будет, если русским правым консерваторам  удастся вновь захватить в 2023 г. Левую партию? (Такой сценарий на начало февраля 2023 г. исключать нельзя).

С управлением партией они не справятся. Погубят и «левое» дело, и свое «правое». Но в очередной раз выведут партию из игры.(Возможно, такая задача и ставится «заинтересованными» структурами).

Альтернативные действия со стороны актива Левой партии – информация о партии, ее идеологии и программе в ходе начавшейся предвыборной кампании.


Добавить комментарий