О скандале между Алексадром Лукашенко, консерваторами «Регнума» и МИДом РФ.
Может ли концепция «Русского мира» в консервативном варианте быть основой политики России в Ближнем зарубежье?
В конце декабря, на фоне трагических событий конца 2016 г.(гибели посла РФ в Турции и летевшего в Сирию российского самолета ТУ 154 ) произошел неожиданный острый конфликт между известным порталом «Регнум» и МИДом РФ.
Поводом скандала послужил арест в Белоруссии корреспондентов «Регнума» Юрия Павловца, Дмитрия Алимкина и Сергея Шиптенко по статье о «разжигании межнациональной розни».
Посол РФ в Белоруссии Александр Суриков в своем заявлении 20 декабря 2016 г., а за ним и МИД РФ ( как и представитель МИДА Мария Захарова) не поддержали «Регнум» в конфликте с А. Лукашенко. В своем комментарии М. Захарова заявила о поддержке МИДом позиции посла А.Сурикова, за чем последовало обвинение главным редактором «Регнума» М. Колеровым М. Захаровой в «клевете», с обращением в суд и проч.
В чем причина столь острого скандала не только между Россией и Белоруссией, но и между порталом «Регнум» и МИДом РФ ?
Непосредственной причиной скандала послужил ряд статей корреспондентов «Регнума» о Белоруссии, одной из которых была, например, статья Аллы Бронь (псевдоним одного из указанных корреспондентов) «Беларусь уходит из Русского мира исподтишка, с учетом украинского опыта» (25.12.16, https://regnum.ru/news/polit/2196715.html ).
В этой статье президент Белоруссии Александр Лукашенко обвиняется в отступничестве от «Русского мира» и том, что он ведет Белоруссию в «украинском» направлении – т.е. к Майдану и проч. Позиция автора очевидно отражала позицию портала «Регнум», известного своей «консервативной» идеологической позицией.
Лукашенко отреагировал на резкую критику со стороны «Регнума» по-своему, подвергнув его корреспондентов аресту, и также продемонстрировав охлаждение отношений между Россией и Белоруссией, не явившись, в частности, на саммит Евразийского экономического союза, состоявшийся 25 декабря в Петербурге.
Разумеется, арест структурами Лукашенко корреспондентов портала «Регнум» вряд ли можно считать адекватной и современной реакцией на их публикации.
Однако немаловажен и вопрос: насколько адекватны оценки корреспондентами «Регнума» ситуации в Белоруссии и не являются ли они одной из причин ухудшения отношений последней с Россией?
Серьезные вопросы вызывает и сама пропагандируемая «Регнумом» концепция отношений России с постсоветскими и посткоммунистическими странами, обозначаемая понятием «Русского мира». Насколько адекватной может считаться эта концепция и не ведет ли она данные отношения в явный тупик?
«Русский мир» – это восстановленная Российская империя до 1917 года?
Как мы видели в статье А. Бронь, основа обвинений «Регнума» против Лукашенко — его отход от «Русского мира».
На каком основании представители «Регнума» делают такие выводы? Их — целый ряд .
Во-первых, Белоруссия Лукашенко отходит от «Русского мира» в их понимании тем, что хочет в определенной мере сохранить белорусский язык, проводя в стране по четвергам (!) занятия этим языком.
«Белорусские русофобы, допущенные государством до высоких должностей, не зря едят свою кашу.- заявляет А. Бронь на портале «Регнум»,- С началом нового учебного года они придумали новый способ засорения мозгов подрастающему поколению белорусским диалектом русского языка».
Итак Лукашенко – «русофоб» уже на том основании, что «засоряет мозги» жителям Белоруссии белорусским диалектом русского языка». (Белорусский язык, по мнению А. Бронь – это «белорусские говоры, который русофобы считают языком»). Лукашенко не был бы русофобом, если бы полностью отказался от «диалекта» и окончательно перешел на русский (который, как известно, в Белоруссии и так представлен достаточно широко).
Еще одно проявление «русофобии» Лукашенко — – его желание сохранить самостоятельное белорусское государство. Согласно автору указанной статье в «Регнуме» президент Белоруссии пытается «преодолеть ирредентистские настроения белорусов», «абсолютное большинство» которых якобы «желает воссоединения со своей большой Родиной — Россией».
Другими словами, «русофобство» Лукашенко состоит в его нежелании сделать Белоруссию частью России….
Уже данных двух фактов в отношении белорусского языка и государственной самостоятельности Белоруссии позволяют сделать вывод о том, что представляет собой идеология «Русского мира» в том его варианте, который отстаивают авторы «Регнума».
Перед нами — не идеология большевистского СССР – также достаточно централистстского, но не отрицавшего (по крайней мере в идеологии) национальные культуры в советских республиках. Большевики (в отличие от деятелей сталинистского направления) и на деле пытались создавать национальные государства в варианте реального социализма, в немалой мере поддерживая – в частности в Белоруссии и на Украине – национальные языки и национальную культуру. В статье А.Бронь такая поддержка обозначается как отступничество от «Русского мира» (а также, вероятно, «русофобия») большевиков, называемых «троцкистами».
Идеология, которую авторы «Регнума» демонстрируют в своей критике Лукашенко, есть скорее идеология Российской империи до 1917 года, то есть теория единой и неделимой России, в которой бывшие советские республики должны вновь стать «губерниями» России (они же «федеральные округа»). В отношении языка в этих губерниях согласно этой концепции также должен быть восстановлен «имперский» (то есть губернский) статус: основным языком должен быть русский, национальными же языками – например белорусским (он же «белорусский диалект русского языка» ) не следует засорять голову белорусам даже по четвергам…
Предложение «Регнума» постсоветским странам: «федеральные округа» России вместо самостоятельных государств.
Общее отношение «Регнума» к постсоветским государствам, выразившееся в отношении его корреспондентов к государственности Белоруссии, обобщила концепция «федеральных округов», опубликованная на портале «Регнум» (ранее – Ostkraft) в июне этого года.
«На наш взгляд, — указывалось в редакционной статье «Украинский федеральный округ» ,- переформатирование несостоявшихся государств постсоветского пространства по принципу федеральных округов отвечает не только чаяниям народов этих стран на достойную жизнь, политических и экономических элит – на развитие. Также оно отвечает историческому имперскому статусу России и должным образом на современном технологическом уровне продолжает традицию Российская Империя – Советский Союз – современная Россия»…
«Суть проблемы в том, что, как показывают закрытые опросы, большинство населения в странах СНГ сегодня уже готово отказаться от так называемых «национальных суверенитетов», которые, как показали последние двадцать пять лет, не выдержали испытания временем и засилья местных элит, в пользу понятной и стабильной жизни в рамках большого территориального государственного образования. Только большая страна может дать простым людям гарантии безопасности, обеспечить работой, необходимым уровнем социальной защиты, образования, пенсий и так далее».( 14.06.2016, http://ostkraft.ru/ru/articles/1766 ).
(Мы рассматривали данную публикацию, как и ряд сходных заявлений консервативных деятелей РФ в статье: О консервативной концепции превращения Украины и других постсоветских стран в федеральные округа РФ, https://kripta.ee/rosenfeld/2016/06/16/2095/ ).
Заявляемая таким образом авторами «Регнума» концепция «Русского мира» и федеральных округов — это позиция имперского консерватизма и «реституции» на территории постсоветских государств (они же «недогосударства») дофевральской (то есть монархической и имперской) России.
С этой точки зрения любые попытки поддержки своего государства и своих языков в Белоруссии или на Украине есть страшная ересь и русофобия.
Может ли концепция «Русского мира» в варианте Российской империи помочь России в отношениях со странами «ближнего Зарубежья»?
Такая «имперская» позиция авторов «Регнума» ставит ряд вопросов.
Во-первых, где вообще в «ближнем Зарубежье» к настоящему времени реализована (и может быть реализована) концепция «Русского мира» в данном консервативном варианте – то есть при отказе постсоветских стран от своего государства и языка? И, во-вторых, главное: может ли вообще эта концепция в указанном варианте быть реальной основой достижения Россией нормальных отношений со странами т.н. ближнего Зарубежья – т.е. постсоветскими странами?
Сегодня очевидно, что предлагаемая порталом «Регнум» — то есть консервативная и реституционная — концепция «Русского мира» не реализована вне России нигде – за исключением некоторых анклавов, вроде Донецкой и Луганской республик, а также Абхазии и Северной Осетии. Очевидно также, что эта концепция потерпела поражение не только в Прибалтике и на Украине, но что ей явно сопротивляется и максимально пророссийская (в возможном современном варианте) Белоруссия.
Вряд ли есть основания считать, что такую концепцию поддержат и постсоветские страны Кавказа – даже наиболее пророссийская Армения и страны средней Азии – в частности Казахстан.
А если поставить вопрос о восточноевропейских посткоммунистических странах – например, Польше?
Неужели сторонники «Русского мира» в варианте дореволюционной империи всерьез будут требовать от этих стран (во избежание «русофобии») отказа от своего языка и государственности ? Неужели идеологи «Регнума» надеются, что подобный подход может привести к чему либо, кроме полного разрыва России с этими странами? Не является ли концепция вхождения постсоветских (и посткоммунистических) стран в состав Новой Российской империи в виде «федеральных округов» консервативной утопией?
Обсуждаемый конфликт корреспондентов «Регнума» с белорусским руководством вполне подтверждает это.
Очевидно, более взвешенную позицию в отношении белорусской государственности занял посол РФ в Белоруссии А.Суриков (которого поддержал и МИД РФ), назвавший подход представителей «Регнума» «радикализмом».
«Нелиберальная» альтернатива консервативному радикализму.
«Консерваторы» ответят, что все противники вхождения постсоветских стран в состав Российской империи на правах «федеральных округов» являются «русофобами» и «либералами», чья позиция ведет к сдаче позиций России Западу.
Позволим себе отвергнуть это мнение. Факты говорят о том, что к конфликту со странами ближнего Зарубежья и в целом посткоммунистическими странами России ведет как раз концепция восстановления дореволюционной империи, которую под видом «Русского мира» пропагандирует современный русский консерватизм. На этой позиции стоит и ряд поддерживаемых консерваторами движений и политиков в постсоветских странах.
Очевидно, что «идеологически правильная» — то есть построенная на как будто «правильных» консервативных основаниях – то есть доктрине «Русского мира»- позиция «Регнума» при всех разговорах о патриотизме и проч.( с критикой «русофобии») реально ведет отношения России и целого ряда постсоветских стран, начиная с Белоруссии, в явный в тупик.
Альтернативный подход – отказ от концепции «федеральных округов» а с ним и консервативного варианта концепции «Русского мира», безусловное признание государственности постсоветских стран, их права на свой язык и проч. Соответственно — построение отношений с бывшими постсоветскими (как и посткоммунистическими) странами не на имперской, а на равноправной основе – т. е. с отказом от модели федеральных округов и включения этих государств в состав «единой и неделимой» России.
Россия может занять свое важное место в постсоветском пространстве не путем возвращения от советской системы назад — к дореволюционной империи, как это утверждают консервативные идеологи «Регнума», — но лишь путем движения вперед – к новому единству левых (лево-центристских) сил постсоветских и посткоммунистических стран.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.