Армяно-азербайджанской конфликт сентября-октября 2020. К чему ведет поддержка русским консерватизмом азербайджанской и турецкой стороны в Закавказье.

В конце сентября — начале октября 2020 г. произошло новое, на этот раз значительно более серьезное, чем ранее,  обострение армяно-азербайджанских отношений, которое  привело к широкомасштабным боевым действиям в районе Карабаха. Речь идет о крупной военной операции, в которой применяются в том числе авиация и  ракеты (обстрелы Степанокерта).

Обращают на себя внимание странности российской позиции в данном конфликте.

Уже достаточно долгое время (около 2 недель) после начала азербайджанско-турецкой операции  в Карабахе российская сторона — выдерживает достаточно долгую паузу, воздерживаясь от сколько-нибудь внятных заявлений по данному конфликту.

Российская сторона как бы «не знала» о готовившейся азербайджанско-турецкой операции, которая началась через день после российских учений, проходивших в т.ч. и в Армении.

Официальные российские массовые средства (напр., «Спутник») – поддерживает риторику Баку насчет «освобождения» азербайджанских Земель. https://m.az.sputniknews.ru/video/20201003/425103682/baku-ne-usnet-kak-vosprinyali-v-stolitse-novost-ob-osvobozhdenii-zemel.html ,  03.10.2020 ).

На призывы армянских представителей вмешаться в ситуацию  реакции со стороны российских властей нет. В то время как западные (в том числе европейские) представители высказывают свое отношение к конфликту.

 Такая тактика российской стороны по отношению к данному конфликту ведет к очевидному выводу : вместо необходимого нейтралитета российская сторона  поддерживает в этом конфликте азербайджанскую (и турецкую) сторону .

Обсудим два вопроса – чем объясняется такая позиция и к чему она ведет?

Позиция поддержки Россией одной стороны в армяно-азербайджанском конфликте – именно стороны Азербайджана и Турции вместо нейтралитета — это позиция русского консерватизма. Ее выражает например представители группировки  Сергея Маркова, достаточно влиятельной в российском истеблишменте.

«Кулуарные» попытки мотивировки «хорошего отношения» России к азербайджанской стороне – якобы «наказание» Н. Пашеняна за «слишком самостоятельную» политику. Азербайджанская сторона (А.Алиев) утверждает, что режим Пашеняна – «ставленник Сороса».

Итак, наступление Азербайджана и Турции в Карабахе (со стороны указанных стран)- едва ли не борьба с «мировыми либералами»…

Можно заметить, что в своем отношении к азербайджанско-армянскому конфликту российская элита  и ранее проявляла ряд странностей.

( Наши соображения  об этом, напр. — https://kripta.ee/rosenfeld/2016/04/19/o-karabaxskom-voennom-stolknovenii-aprelya-2016-g-rossijskom-konservativnom-lobbi-i-zigzagax-tureckoj-politiki-rossii/, а также о мирном договоре 1921 г. — https://kripta.ee/rosenfeld/2016/09/10/vokrug-dogovora-rsfsr-i-turcii-marta-1921-g/ ).

Что выигрывает Россия от  позиции односторонней поддержки азербайджанской стороны в карабахском конфликте?

Мало что. При такой поддержке она теряет роль арбитра в конфликте и полностью теряет влияние  на армянскую сторону.

Компенсирует ли такую потерю поддержка азербайджанской и турецкой стороны?

 Думается, что нет. Усиление турецкого влияния в Закавказье ведет к соответственному уменьшению российского влияния. Забывается факт противостояния России и Турции в Сирии, о котором забывать вряд ли следует.

Альтернативный подход в России существует. Он  просматривается, например, в  заявлении Сергея Нарышкина, в котором  упоминаются воюющие на азербайджанской стороне наемники из Сирии. (6.10.20, https://www.rbc.ru/politics/06/10/2020/5f7c5b249a79477685a1fab8   ).

Однако помогут ли подобные заявления?

Консервативная элита в России будет скорее всего проводить ту (специфическую) линию, которую она проводила в  отношениях с кавказскими к (да и иными постсоветскими) странами  и ранее.


Добавить комментарий