О мире на Украине после мая 2024 г.

Российское наступление апреля-мая 2024 на Украине (в основном в районе Донбасса) делает реальными переговоры о мире в войне (военной спецоперации), начатой путинской Россией 22 февраля 2022 г.

Наступление России весны 2024 года и его возможный результат

Продвижение российской армии весной (апреле-мае) 2024 года происходит прежде всего в Донбассе. Существенный прорыв произошел к северу от Донецка в районе Авдеевка – Очеретино — Бердычи, который впервые после двухлетней войны позволил отодвинуть украинские войска непосредственно от центра Донецкой республики.

 Продвижение российских войск происходит также на северных границах Луганской республики — в харьковской области. (Занятие некоторых территорий до Изюма, потерянных осенью 2023 года, а также открытие нового направления наступления России со стороны ее границы с Украиной).

На других участках линии фронта от Херсона до Запорожья и Днипро – передвижений российских сил практически нет.

По официальным западным оценкам, апрельское-майское наступление России 2024 г. носит тактический, а не стратегический характер (BBС, 4. мая, https://www.bbc.com/russian/articles/c2e0d1lp4y9o ). Тем не менее, как кажется, именно данное наступление может стать основой мирных переговоров по Украине и даже возможного мирного процесса.

Именно продолжение нынешнего российского наступления может заставить Запад  пойти на  переговоры о мире ( включить машину мирного процесса), поскольку данное продолжение  может создать угрозу стратегических перемен в нынешней расстановке сил на Украине – и не только в Донбассе.

В этом случае может повториться ситуация конца 2014 г. перед заключением Минских соглашений, когда Запад под угрозой наступления российских сил пошел на переговоры (и даже по сути навязал таковые).

Мир и «победа России». Победа в каком смысле?

В преддверии переговоров о мире как в России, так и на Западе начались разговоры  о «победе России».

На Западе говорят об «угрозе» такой победы, и говорят в своих целях – целях запугивания Европы российской военной угрозой, что делалось еще до 22 февраля 2022 г. (а фактически еще в ходе холодной войны второй половины XX века).

В сегодняшней России делаются нереалистические заявления о «победе»  (например, заявление Р.Кадырова 7 мая с. г. о взятии Одессы и Харькова в теч. Месяца или иные предсказания чуть ли не «взятия Киева»). Как можно заметить, данные заявления следуют в рамках риторики шовинистического шапкозакидательства, свойственной российской стороне в первые месяцы украинской войны. Данные заявления, как и ранее, имеют целью приукрашивание ситуации на украинско-российском фронте и маскировку провала первоначального основного путинского плана войны – плана захвата Украины целиком.

В первоначальном («раннем», 2022 ) года российском плане украинской войны  проявился утопизм путинской правонационалистической группировки, которая явно переоценивала возможности постсоветской России (в том числе и военные) в общей расстановке мировых сил.

Заявление в 2023 году в качестве плана российской военной операции «освобождения Донбасса» было практически вторым планом данной операции, появившимся после провала путинского блицкрига 2022 г. и отступления российских  войск осенью 2023 года.

В настоящее время ясно, что победы России в первоначальном варианте (в смысле захвата Украины целиком или основной ее части) быть не может в принципе.  

«Победу» России в настоящее время мая 2024 г. следует понимать как

во-первых, сохранение за Россией удерживаемых до войны (с 2014 г.) территорий –  Крыма, Донецкой и Луганской республик.

Во-вторых, как присоединенных к РФ в ходе военной операции территорий севернее Азовского моря, левой стороны Днепра и  основной части Донбасской (и частично харьковской) области.

Что касается российских надежд на включение в состав украинских территорий, занятых первоначально в ходе военных операций 2022 – начала 2023 года (до украинского наступления осени 2023 года), то таковое включение в целом очевидно не удастся.

Не удастся  скорее всего — занять крупные города в «недонбасских» регионах т.е. регионах правобережной Украины –  (например., Херсон и  херсонскую область, которые Российская армия  потеряла осенью 2023 г , как и другие прифронтовые в настоящее время города – Запорожье, Днипро  и скорее всего Харьков (несмотря на нынешнее наступление в его окрестностях).

Эти города ( от Херсона до  Харькова) скорее всего останутся украинскими.

В целом Россия может рассчитывать (как нам приходилось писать и ранее) не более, чем на 20 (25) процентов территории Украины.

Ядерная риторика

В мае 2024 г. с российской стороны было заявлено об учениях с применением тактического ядерного оружия, которые якобы призваны предостеречь Запад против введения на Украину войск Нато.

Это — новый случай ядерной риторики (о возможной ядерной эскалации конфликта), продолжающий предыдущие случаи таковой со стороны путинской группировки.  

Важно отметить, что риторика ядерных ударов составляет весьма опасную особенность украинской войны. Виновны  в ней на наш взгляд обе стороны – Россия и Запад.

Хотя  первой  c ядерной риторикой выступила (и как видим, продолжает выступать) российская сторона, Запад  несет не меньшую ответственность. Запад и украинская сторона не только  отвечали на ядерную риторику России такой же риторикой (напр.,Б. Джонсон), но  и производили реальные удары по атомной  Запорожской ГЭС, с лицемерным замалчиванием источников ударов (попыткой свалить на Россию).


Добавить комментарий