Кому нужен переворот в Центристской партии Эстонии?

25 сентября 2016 г., в разгар кампании по выбору президента Эстонии, в главной оппозиционной Центристской партии произошли неожиданные и кардинальные события. В этот день состоялось собрание правления (juhatus) ЦП, которое положило начало новому наиболее острому за последнее время витку конфликта в партии. Собрание правления, созванное с применением обычных для внутрипартийной оппозиции подковерных фокусов (с расчетом на то, что ряд членов не сможет прийти) сняло с поста генсека поддержанной Эдгаром Сависааром О. Лооне и приняло решение о внеочередном съезде, назначенном на 5 ноября.

Уже на следующий день, 26 сентября, новоназначенное руководство появилось в конторе ЦП на Тоомпеа и начало действия по захвату партийного имущества, в том числе и центристской газеты Кesknädal. Следующее правление узаконило снятие с поста ее редактора Урми Рейнде . Ряд центристских политиков определил произошедшие 25-28 сентября события как попытку «рейдерского захвата» партии. Что стоит за этими событиями 25-28 сентября, как партия подошла к столь острому конфликту?

Выступление оппозиции перед XV съездом ЦП и начало раскола в партии

Противоречия в Центристской партии обнаружились в октябре 2015 г., накануне ее очередного XV съезда 29 ноября 2015 г. Тогда в октябре прошлого года заявила о себе оппозиция нынешнему руководству ЦП Эдгара Сависаара в лице команды Кадри Симсон, которая выступила за смену председателя партии (с соответствующим отстранением от управления также и сависааровского руководства). Это выступление оппозиции положило начало острой внутрипартийной борьбе противников и сторонников Э. Сависаара.

Первым о поддержке оппозиции объявило Нарвское отделение ЦП (М. Стальнухин). Его подтвердила также тартуская центристская организация – главный очаг оппозиции Сависаару. Далее борьба перенеслась на региональные организации – от Южной Эстонии (Тартумаа) до Рапламаа. Выступлению оппозиции предшествовала попытка Э. Сависаара летом 2015 г. вернуться в политику после тяжелой болезни – в частности, вести коалиционные переговоры с социал-демократами (Е. Осиновским). В этот момент по сависаровскому руководству и был нанеcен внутрипартийный удар. Сместить Эдгара Сависаара с поста председателя партии было решено на XV съезде конца ноября 2015 г.

С самого начала не вызывало сомнений, что выступление оппозиции в ЦП Эстонии прямо поддерживалось официальными структурами – прежде всего официальной прессой, которая активно рекламировала оппозиционеров и искажала действия сторонников Сависаара, а также, очевидно, и подковерными структурами правой политической машины. Поддерживаемая этими влиятельными структурами, оппозиция тщательно готовилась к съезду. Однако добиться победы на съезде оппозиционерам не удалось. Несмотря на все усилия, съезд XV ЦП 29 ноября 2015 г., собравший приблизительно тысячу сто делегатов, раскололся ровно наполовину. По итогам съезда Эдгар Сависаар, получивший поддержку более половины участников съезда ( хотя и с небольшой разницей в 55 голосов), остался во главе партии. Однако его противники — сторонники К. Симсон, Юри Ратаса и др. сохранили серьезное влияние (а подчас и преимущество) в управляющих звеньях партии – в частности, в правлении (juhatus) и совете (Volikogu) партии. Борьба группировок в региональных организациях продолжилась и после съезда.

О противостоянии в ЦП: правое и левое крыло партии

Если говорить о содержании конфликта внутри ЦП, можно заметить, что фактически речь идет о противостоянии правого и левого крыла партии, которое нарастало еще до указанных событий. Как известно, Центристская партия Эстонии в 1990-х гг начинала свою деятельность на праволиберальном поле. Ее представители в Европарламенте с 2004 г. до сих пор входят во фракцию либералов. Однако явные шаги правого истеблишмента против партии и ее лидера Эдгара Сависаара уже с середины 1990-х гг, и в особенности после 2006 г., определили сдвиг партии влево – сначала в леволиберальном, а затем в левоцентристском (социал-демократическом) направлении.

Можно сказать, что фактически в 2007-2015 гг. Центристская партия стала в большей степени социал-демократической, чем реально носящая такое название и представляющая правую социал-демократию партия Эстонии. К идеям социал-демократического направления можно отнести основные экономические (а также и иные) идеи Центристской партии – ее призыв к социально-ориентированной политике, прогрессивному подоходному налогу и решению проблем русскоязычного населения. Особенно остро указанные «русские» проблемы (в том числе тема русских школ и проч. ) ставили представители левого крыла ЦП — Яна Тоом и Михаил Кылварт. Сдвиг партии влево определил поддержку центристов как эстонским электоратом (в ноябре 2015 составлявшим 20 % всех эстонских избирателей), так и в особенности электоратом русским и русскоязычным, в первую очередь в таких регионах, как Нарва, Ида-Вирумаа и Таллинн.

Успехи ЦП на выборах в этих самоуправлениях, особенно в таллинском, определили стремление политических противников – находящейся у власти правой коалиции и поддерживавших ее официальных политических структур — ослабить партию. Сила оппозиционной ЦП – в особенности в таллинском самоуправлении пугала правую политическую машину, определяя постоянное давление на партию, выражавшееся в провоцировании различных скандалов вокруг нее — от «дела 500 крон» до «церковного скандала». Благодаря этим скандалам – как и различным коалиционным фокусам — правой коалиции в течении длительного времени удавалось удерживать центристов в оппозиции. Противники центристов имели своих сторонников и внутри партии — представителей правого праволиберального, (прореформистского) ее крыла, которые давно считали, что ЦП движется в «неправильном» (отличном от желаемого) направлении. Сдвиг центристской партии влево стал одной из причин недовольства целого ряда праволиберальных политиков (от К. Лаанета и А. Сепика до Р. Вакра) и их выхода из ЦП.

После успешных для центристов выборов марта 2015 г. (на котором партия как обычно получила второй результат после партии Реформ) давление на партию в очередной раз усилилось. Умножились и часто недоказанные обвинения против лидера партии и мэра Таллинна Эдгара Сависаара и его сторонников. Вследствие внешнего «обвинительного» давления с поста генсека партии был, в частности, снят сторонник Сависаара Прийт Тообал. Вместо него в конце мая 2016 г. генсеком партии стала Оудекки Лооне.

Президентская кампания осени 2016 г. и истории с гарантийными письмами Прийта Тообала.

Летом 2016 г. Центристы вместе с другими партиями начали готовиться к предстоявшим в августе-сентябре выборам президента Эстонии. В июне кандидатом в президенты от ЦП была избрана Майлис Репс. Фактически М. Репс выдвинуло правое крыло партии – в пику сторонникам Э. Сависаара, кандидатура которого на пост президента не получила большинства на июньском собрании правления ЦП. Однако вопреки позднейшим инсинуациям (в том числе и самой М. Репс) Сависаар и его сторонники поддержали М. Репс и ее президентскую кампанию (в том числе и материально), продолжая эту поддержку до самого предпоследнего 5 тура выборов 24 сентября. Заявление Репс и ее представителей правого крыла, что сторонники Сависаара в центристской фракции якобы не отдали ей своих голосов, было опровергнуто в прессе. Несмотря на это уже в первые дни сентября, в самый разгар президентской кампании, правое крыло ЦП начало прямую атаку на сависааровское крыло, используя для этого темы «гарантийных писем» бывшего генсека партии Прийта Тообала.

Обсуждению темы указанных писем, данных в связи с партийной рекламой и к этому времени в основном уплаченных, было посвящено специальное (внеочередное) правление партии 2 сентября. Однако решения правления не удовлетворили сторонников правого крыла; они решили построить на данной теме массированную атаку на крыло Сависаара и вывести внутрипартийный скандал на всеобщее обсуждение. 5 сентября Яанус Карилайд сделал публичное заявление в прессе по поводу гарантийных писем Тообала и необходимости созыва чрезвычайного съезда ЦП, чем фактически был начат новый – причем особенно острый – тур противостояния внутри партии. Диктовалось ли выступление Карилайда только стремлением «разобраться в финансах» партии, или же это выступление преследовало иные цели? Если Яануса Карилайда интересовали вопросы финансирования партии, то почему (как верно отмечали критики, в том числе и газете «Кesknädal» ), он не захотел решать эти вопросы в кулуарах ЦП и сразу вынес эти вопросы на всеобщее обозрение – причем посреди президентской кампании?

Понятно, что выступление Яануса Карилайда по поводу гарантийных писем Тообала, запущенное в самом разгаре весьма сложного президентского марафона (и поддержанное другими представителями правого крыла партии) наносил ущерб не только председателю партии Э. Сависаару и его крылу. Это выступление и шум вкруг него официальной прессы наносили явный удар по позициям Центристской партии впрезидентской кампании и личным позициям кандидата в президенты от ЦП Майлис Репс. Очевидно, что выступление Я.Карилайда по вопросу партийных финансов вряд ли было спонтанным. Его скорее можно считать начальной частью плана по захвату власти в партии ее правым крылом. Более того, есть основания считать, что история писем была подготовлена заранее и — не только внутри Центристской партии. Речь шла о продуманном (в том числе и противниками ЦП вне партии, включая силовые структуры) сценарии смены партийного руководства в нужном направлении. Характерно, что после XV съезда ЦП Карилайд вел себя явно лукаво, представляя себя сторонником Сависаара и действуя в сависааровском крыле.

Переворот 25 сентября. «Над Центристской партией чистое небо».

Наиболее радикальные действия сторонников смены сависааровского руководства партии (правого крыла ЦП) начались 25 сентября 2016 г., после неудачного завершения 5-го (предпоследнего) тура президентских выборов. Воспользовавшись своим подавляющим большинством на неожиданно (за сутки) созванном правлении ЦП, противники Сависаара и сторонники правого крыла партии сместили с поста генсека партии представителя Сависаара Оудекки Лооне и назначили и.о. генсека своего представителя Яака Ааба.

За этим 26-28 сентября последовали акции по «освоению» новым руководством имущества партии, смене редактора оппозиционной газеты Кesknädal Урми Рейнде и проч. Эти акции были определены рядом сторонников Сависаара как попытка «рейдерского захвата» партии. Первые дни и недели после переворота как будто принесли «путчистам» успех. Сторонникам смены руководства партии удалось добиться нейтралитета центристских старейшин Таллинна – то есть фактически неподдержки ими Сависаара. Начались также попытки запугивания сторонников сависааровского крыла партии: например, с прямыми угрозами в адрес Яны Тоом выступила Майлис Репс.

Главной целью организаторов внутрипартийного переворота стало успешное для них проведение чрезвычайного XVI съезда ЦП, назначенного на 5 ноября и призванного узаконить уже реально произошедший захват власти правым крылом партии . Для достижения требуемых результатов его представителям, как отмечали сторонники Сависаара, было важно обеспечить «правильный» состав съезда – то есть преобладание на нем сторонников переворота и сильно ограниченное присутствие на нем представителей сависааровского крыла партии. С этой целью противники Сависаара настаивали на меньшем составе съезда и добивались его проведения в Пайде. Сависааровская же группа предлагала провести съезд в Таллинне и выступала за более широкий его состав.

Что изменится после чрезвычайного XVI съезда ЦП?

Если XVI съезд партии 5 ноября пойдет по сценарию сторонников переворота в Центристской партии и стоящих за ним сил, то съезд закрепит произошедшую после 25 сентября победу правого крыла партии. Каковы могут быть результаты этого?

Сторонники отстранения от власти Сависаара и его единомышленников считают, что поскольку смена руководства в партии отвечает условиям, которые поставила перед организаторами переворота правая политическая машина, его результатом может стать включение ЦП в правую коалицию. То есть, что кое-кто из указанных организаторов — например, тройки Репс-Симсон- Ратас — может стать министром. Однако выступление премьера Т. Рыйваса в начале октября посеяло сомнения в реальности такого варианта.

Еще одним последствием переворота могут стать кадровые перемены в партии. Представители левого крыла ЦП в лучшем случае будут сразу или постепенно «задвинуты», в худшем — исключены из партии. Приход к власти правого партийного крыла очевидно отразится и на политике партии — очевидно, в плане ее поправения, то есть сближения с правой (консервативно-либеральной — IRLовской и реформистской) политикой. Это может привести (и наверняка приведет) к потере ЦП немалой части ее электората. Однако сторонники переворота видимо не считают эту угрозу существенной. Вопрос, стоящий в связи с XVI: предпримет ли сависааровское крыло на съезде попытку сопротивления? Будет ли оно стремиться сохранять единство партии – даже после произошедших событий? Ответы на эти вопросы даст XVI съезд ЦП 5 ноября.


Добавить комментарий